|
|
Учебник для 3 класса РУССКИЙ ЯЗЫККак найти в слове корень?
133. В учебнике помещён словарь однокоренных слов. Найдите в нём слова с корнем -дал-, -дол-, -мир- и выпишите их.
134. Прочитайте. Модельер, писатель, переводчик, строитель, программист, языковед, массажист, футболист, электрик.
135. Прочитайте. Одним из значений слова стол в древнерусском языке было «престол» (трон, «княжение»). Стол (престол) находился в столице княжества. На престолах восседали князья, а позднее — цари. Города, где были княжеские или царские столы — престолы (троны), стали называть стольными городами, а потом — столицами.
столи́ца Страничка для любознательныхЧередование звуковПри образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов: [г // з' // ж] подруга — друзья — дружеский
136. Выпишите из текста «Странички для любознательных» слова с чередованием звуков [к // ч'], [г // ж]. Выделите в словах корень. Подчеркните буквы, которыми обозначены чередующиеся звуки. 137. Прочитайте. Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком. ... — сн..жинка, ... — в..лчица, ... — г..рошинка, ... — обл..чное, ... — д..роженька, ... — молочный, ... — м..двежий.
138. Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение. носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов
139. Прочитайте. Я выгл..нул в окно узнать, какая п..года. На ул..це воздух был серым. С неба л..тели либо сн..ж..нки, либо д..ждевые капли. Я подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь». (Ю. Коваль)
140. Прочитайте. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ.
141. Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов. Заморский, морской, мореплаватель, моряк, море, приморский, мореход.
|
|
|