Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Разделительный мягкий знак

125. Прочитайте.

      Чтоб не было несчастья,
      Запомните, друзья,
      Что на проезжей части
      Играть нельзя!
      (А. Усачёв)

  • Определите главную мысль стихотворения.
  • Найдите в словах букву, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов?
  • Спишите. Одной чертой подчеркните мягкий знак - показатель мягкости согласного звука, двумя - разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами e, ё, ю, я, и. В этом случае буквы e, ё, ю, я, и обозначают два звука: согласный звук [й'] и последующий гласный звук.

126. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Человек вспомнил о мышке, когда изобрёл компьютер. Одно из устройств, с помощью которого управляют компьютером, так и называется «мышка». Она похожа на мышку: маленькая, юркая, с хвостиком.

  • Что обозначает каждое выделенное слово?
  • Найдите на рисунке «мышку».
  • В каких словах употреблён разделительный мягкий знак, а в каких - мягкий знак как показатель мягкости согласного звука?
  • Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

компью́тер

Вспомните! Словом орфограмма мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить.

  • Если орфограмму можно проверить - это проверяемая орфограмма: морской, сказка, росинка.
  • Если орфограмму надо запомнить — это непроверяемая орфограмма: яблоко, суббота.

127. Прочитайте.

Компьютер, самолёт, паровоз, маленький, кроссворд, обезьяна, варенье, вьюга, хоккей, апрельский (день).

  • Подумайте, какое из выделенных слов самое «молодое».
  • Какие изученные орфограммы есть в данных словах?
  • Запишите слова. Разделяйте их чёрточкой для переноса там, где он возможен.

Образец. Ком-пью-тер, ...

128. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

(Е. Чарушин)

  • Определите тип текста: это описание или повествование?
  • В каком предложении выражена главная мысль и дана оценка зайчатам?
  • Какими правилами можно объяснить правописание выделенных орфограмм?
  • Запишите заголовок и текст. Подчеркните в предложениях имена прилагательные волнистой линией.

129. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка.

Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой.

Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком — тюк! — в воду. Попила водички и полетела на берёзу.

(М. Пришвин)

  • Почему в тексте выделены три части?
  • Определите тему каждой части и придумайте к ним заголовки.
  • Какая часть (или части) текста является описанием?
  • Запишите ответы на вопросы:

    1. Где росла сыроежка?
    2. Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа?
    3. Что делала птичка на краю сыроежки?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru