Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое фразеологизмы?

83. Прочитайте.

      Тапир навек повесил нос,
      Грустит он об одном:
      Он собирался стать слоном.
      Да так и не дорос...
      (Б. Заходер)

  • Кого называют словом тапир? А что означает выражение повесил нос? В прямом или в переносном значении оно употреблено?

Обратите внимание! Выражение повесил нос имеет переносное значение «расстраиваться». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми.

Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл: ни свет ни заря, прикусил язык.

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов:

  • ни свет ни заря означает «рано, до рассвета»;
  • прикусил язык имеет значение «замолчал».

Обратите внимание! В учебнике помещён фразеологический словарь. В нём даются толкования некоторых фразеологизмов.

84. Прочитайте в словаре учебника толкование фразеологизмов брать на буксир, висеть на телефоне.

  • Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения.

85. Прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?

гладить по головке
падать духом
надуть губы
во все лопатки
ломать голову
рукой подать
капля в море

унывать
быстро
хвалить
мало
думать
обидеться
близко

  • Выберите из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Запишите парами по образцу.

    Образец. Падать духом — унывать.

  • Какому фразеологизму соответствует рисунок?
  • Составьте предложение, употребив в нём одно из данных устойчивых сочетаний слов.

86. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

1. Филипок пустился бежать во весь дух. (Л. Толстой) 2. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В. Гаршин) 4. Вот и пошли они куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака»)

  • Спишите любые два предложения.

87. Прочитайте.

М..рской бер..г, дружить с т..вар..щем, взяться за ум, остаться с носом, м..двежья берлога, м..двежья услуга, мягкая меб..ль, с гулькин нос.

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их лексическое значение. Слышали ли вы эти фразеологизмы?

Страничка для любознательных

   Как возникли фразеологизмы

Интересно проследить историю возникновения некоторых фразеологизмов.

Бить баклуши. Когда-то баклушами называли деревянные чурки, из которых крестьяне делали ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши, то есть набить чурок из полена, считалось несложной работой. Её с лёгкостью мог выполнить ученик или подмастерье. Эта работа казалась такой простой, что со временем выражение бить баклуши стали употреблять в значении «праздно проводить время, бездельничать».

Спустя рукава. Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды XVII века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчёркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Работать в такой одежде со спущенными рукавами было неудобно. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. Поэтому выражение спустя рукава приобрело значение «относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой». Со временем оно стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как.

Обратите внимание! Обратите внимание! В учебнике помещена Памятка 7 «Как подготовиться к изложению». Познакомьтесь с ней.

88. Прочитайте.

Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

(Н. Сладков)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Пользуясь памяткой 7, напишите изложение текста по вопросам:

    1. Когда появилась ёлочка?
    2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
    3. Какая стояла ёлочка?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru