Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
80. Прочитайте. Назовите стихотворение.
Нужные работники —
Столяры и плотники...
Столяру хорошо,
а инженеру — лучше...
Инженеру хорошо,
а доктору — лучше...
Кондуктору хорошо,
а шофёру — лучше...
(В. Маяковский)
Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют?
Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Запишите имена существительные в этой форме.
Образец. (Кто?) Столяр, ... .
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
81. Прочитайте. Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова.
Запишите составленные группы имён существительных.
82. Прочитайте.
Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.
Лягушка, задира, прозвище, дети.
С помощью словаря учебника подберите к каждому имени существительному синоним.
Запишите тот ряд слов, где все имена существительные - одушевлённые.
83. Прочитайте. Сколько в тексте предложений?
В..юга воет попрятались в гнёзда с..ницы в густой ел..ник забились рябчики в глубокий сне.. зарылись тетерева белка спит в тёплом гнёздышке м..тель не страшна зв..рьку.
Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и правильно обозначая начало и конец предложений.
Найдите в тексте имена существительные. Как определить, какие из них одушевлённые?
Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены предложения.
84. Прочитайте.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется: пейзаж.
(А. Кушнер)
Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает? К какой части речи относится?
Определите значения слов картина и пейзаж по толковому словарю.
Выпишите выделенные имена существительные.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
карти́на
85. Прочитайте. Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова.
Составьте устно предложение с одним из имён существительных.
86. Прочитайте текст Л. Сутеева.
Зимний лес. Поляна. Пролетела хохлатая птичка в красивом пёстром платьице. Это сойка. Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчик, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубь.
• Выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые. Перед каждым именем существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.