Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

80. Прочитайте. Назовите стихотворение.

      Нужные работники —
      Столяры и плотники...
      Столяру хорошо,
      а инженеру — лучше...

      Инженеру хорошо,
      а доктору — лучше...
      Кондуктору хорошо,
      а шофёру — лучше...
      (В. Маяковский)

  • Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют?
  • Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Запишите имена существительные в этой форме.

Образец. (Кто?) Столяр, ... .

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

81. Прочитайте. Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова.

      Люди: (кто?) художник, ..., ... .
      Птицы: (кто?) снегирь, ..., ... .
      Насекомые: (кто?) шмель, ..., ... .
      Домашние животные: (кто?) лошадь, ..., ... .
      Дикие животные: (кто?) медведь, ..., ... .

  • Запишите составленные группы имён существительных.

82. Прочитайте.

  1. Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.
  2. Лягушка, задира, прозвище, дети.
  • С помощью словаря учебника подберите к каждому имени существительному синоним.
  • Запишите тот ряд слов, где все имена существительные - одушевлённые.

83. Прочитайте. Сколько в тексте предложений?

В..юга воет попрятались в гнёзда с..ницы в густой ел..ник забились рябчики в глубокий сне.. зарылись тетерева белка спит в тёплом гнёздышке м..тель не страшна зв..рьку.

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и правильно обозначая начало и конец предложений.
  • Найдите в тексте имена существительные. Как определить, какие из них одушевлённые?
  • Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены предложения.

84. Прочитайте.

      Если видишь: на картине
      Нарисована река,
      Или ель и белый иней,
      Или сад и облака,
      Или снежная равнина,
      Или поле и шалаш,
      То подобная картина
      Называется: пейзаж.
      (А. Кушнер)

  • Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает? К какой части речи относится?
  • Определите значения слов картина и пейзаж по толковому словарю.
  • Выпишите выделенные имена существительные.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

карти́на

85. Прочитайте. Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова.

      Инструменты: (что?) топор, ..., ... .
      Обувь: (что?) сапоги, ..., ... .
      Явления природы: (что?) вьюга, ..., ... .
      Растения: (что?) крапива, ..., ... .
      Посуда: (что?) тарелка, ..., ... .

  • Запишите любую группу слов.
  • Составьте устно предложение с одним из имён существительных.

86. Прочитайте текст Л. Сутеева.

Зимний лес. Поляна. Пролетела хохлатая птичка в красивом пёстром платьице. Это сойка. Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчик, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубь.

    • Выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые. Перед каждым именем существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.

Образец. (Кто?) сойка, .... (Что?) лес, ... .

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru