Назовите по рисунку сначала слова-названия предметов, потом слова-названия признаков этих предметов, затем слова-названия действий предметов. На какой вопрос отвечает каждое слово, которое вы называли?
Составьте по рисунку предложение. Запишите его.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
Части речи
69. Рассмотрите схему «Части речи». Прочитайте названия частей речи. Расскажите по схеме о каждой части речи.
Прочитайте предложение из схемы. Из слов каких частей речи оно состоит?
70. Прочитайте. Из какой сказки эти слова? Расскажите начало сказки.
Изучите каждую группу слов: к каким частям речи можно отнести эти слова? Пользуйтесь схемой «Части речи». По каким признакам вы определяли каждую часть речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол?
Составьте одно предложение с любыми словами. Запишите его.
71. Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни». Спишите.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
(М. Лермонтов)
Какая музыка подойдёт к этим строкам: тихая, быстрая, спокойная, громкая, задорная, нежная, весёлая? Почему?
Какими частями речи являются выделенные слова? Что они обозначают?
В каком ещё значении употребляется слово месяц? Подберите к нему синоним.
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
(И. Бунин)
Какие картины вы представили, читая каждое предложение?
К какой части речи вы отнесёте каждое из выделенных слов? Почему?
Спишите любое предложение или запишите его по памяти.
ме́сяц
73. Прочитайте.
Летит над речкой зимородок. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зелёная, а нос длинный и прямой, как палочка. Им зимородок без промаха хватает из воды мелких рыбёшек.
(Г. Скребицкий)
Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один из данных вопросов: кто? что? какой? какая? какое? что делает? К какой части речи относится каждое из этих слов?
Спишите первое предложение и предложение, в котором даётся описание внешнего вида птицы.