Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Слово

203. Каждое слово имеет своё лексическое значение.

  • Как называются слова, которые имеют одно значение? несколько значений?
  • Какие слова в языке называют синонимами? антонимами? Приведите примеры таких слов, пользуясь словарями в учебнике.

204. Прочитайте.

      Хорошо, привольно летом!
      Зеленеет тёмный лес,
      Смотрит с ласковым приветом
      Солнце жаркое с небес...
      (С. Дрожжин)

  • В каком предложении выражена главная мысль, а в каком - автор её раскрывает?
  • Спишите. Проверьте себя.
  • К каким словам стихотворения можно подобрать синонимы? антонимы?
  • Какое слово употреблено в переносном значении?

205. Прочитайте.

— Родник! — сказал лесник. — Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

(К. Паустовский)

  • Какие слова назвал лесник «роднёй»? Согласны ли вы с ним?
  • Подберите к выделенным словам синонимы.
  • Спишите предложение о роднике и реке. Проверьте себя.

206. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными. Почему эти слова называют ещё однокоренными? Приведите примеры таких слов.

207. Прочитайте. Докажите, что каждая группа слов - это однокоренные слова.

Сад — садовник — садовый; соль — солонка — солить; морж — моржиха — моржовый; мёд — медовый — медок; груз — грузить — грузчик; морковь — морковный; боль — болеть.

  • Спишите. Выделите корень в каждой группе одно-коренных слов.
  • Определите, к какой части речи относится каждое слово.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru