Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое местоимение?

171. Прочитайте. Назовите сказку.

Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Я, _______-норушка! А ты кто?
— А я ______-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить.

  • Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
  • На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они?
  • Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.
  • Разыграйте сценку разговора сказочных персонажей.

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - это местоимения. Местоимение - это часть речи.

172. Подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Подкрепите свой ответ примерами.

  • Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

173. Прочитайте.

      Если я сорву цветок,
      Если ты сорвёшь цветок,
      Если все: и я, и ты —
      Если мы сорвём цветы,
      То окажутся пусты
      И деревья, и кусты...
      И не будет красоты.
      И не будет доброты.
      Если только я и ты —
      Если мы сорвём цветы.
      (Т. Собакин)

  • Определите главную мысль стихотворения.
  • Спишите первое предложение. Проверьте себя.
  • Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?
  • Каких местоимений в стихотворении нет?

174. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

  • Запишите названия предметов, а в скобках - мес тоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.

Образец. Платок (он), ... .

плато́к

Обратите внимание! Своё название эта часть речи - местоимение - получила за то, что она употребляется в речи вместо имён (вместо имени существительного, имени прилагательного и др.).

175. Прочитайте.

Я играю.
... играешь.
... играет.

... играем.
... играете.
... играют.

  • Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Запишите предложения.
  • Докажите, что вы записали нераспространённые предложения. Какой частью речи выражено в них подлежащее? сказуемое?
  • Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами. Запишите его. Подчеркните в предложении главные члены.

    176. Прочитайте. Какие слова не являются место имениями? Каких местоимений здесь нет?

    Я, он, но, мы, мышь, ты, она, на.

    • Запишите только местоимения.

    177. Прочитайте.

    Они клевали корм и весело щебетали. На обед слетелись синички и снегири. Мальчики рады, что птицы пообедали. Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно.

    • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Скажите, какое предложение будет первым и почему. Придумайте заголовок к тексту.
    • Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.
    • Объясните, вместо каких имён существительных употреблены выделенные слова. Какие ещё слова можно использовать вместо слов мальчики и птицы?

    Обратите внимание! Старайтесь не повторять имена существительные в стоящих рядом предложениях. Для этого заменяйте повторяющееся слово:

  • местоимением: мальчики — они;
  • синонимом: мальчики — ребята;
  • образным выражением: птицы — пернатые гости.

    178. Прочитайте.

    1. Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.
    2. На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.
    3. Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки и тоже зачирикала.
    4. Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.
    • Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений?
    • Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.

    179. Рассмотрите рисунки.

    • Составьте по любому рисунку рассказ и включите в него диалог. Подготовьтесь его инсценировать.
    • Скажите, какие местоимения вы употребили в диалоге. С какой целью?

     

     

     

  • Top.Mail.Ru
    Top.Mail.Ru