Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?

163. Прочитайте.

      Светло-пушистая
      Снежинка белая,
      Какая чистая,
      Какая смелая!..
      (К. Бальмонт)

  • Скажите, какой вы представили снежинку. Какие слова вам в этом помогли? А почему снежинка смелая?
  • Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.
  • Пофантазируйте на тему «Путешествие снежинки на землю». Составьте такой рассказ или сказку и подготовьтесь его рассказать.

164. Прочитайте.

По дороге разгуливают грачи... Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

(Г. Скребицкий)

  • О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?
  • Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?
  • Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

165. Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?

В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.

(Г. X. Андерсен)

  • Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?
  • Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор.
  • Выпишите из текста имена прилагательные. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

166. Прочитайте.

Крокодил - самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите: этот текст - описание или повествование?
  • Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число.

167. Прочитайте отрывок из загадки О. Беляевской «Кто это?», в котором пропущены имена прилагательные (см. слова для справок). Отгадайте загадку.

      Я живу под землёй в _____ норке.
      Шубка _____, ____ рост.
      Глазки, _____ бусинки, зорки,
      И верёвочкой _____ хвост...
      Я боюсь ______ вороны,
      _____ совы и хорьков,
      Голодаю весною _____ ,
      Зябну в сырости _____ снегов.

    Слова для справок: тоненький, крошечный, чёрные, серая, долгоносой, тёмной, талых, студёной, желтоглазой.

  • Спишите, вставляя пропущенные имена прилагательные.
  • Можно ли назвать этот текст описанием? Почему?
  • Какие сравнения использует автор при описании зверька? Понравились ли они вам?
  • Выпишите из второго предложения имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся.

168. В текстах упр. 164 и 165 есть слова с выделенными орфограммами. Попытайтесь объяснить их правописание (выберите один из текстов).

169. Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение и др.

  • Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о...» Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету.

170. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины русского художника Фёдора Петровича Толстого. Свой натюрморт он назвал «Букет цветов, бабочка и птичка».

  • Обратите внимание, с какой достоверностью художник изобразил цветы в вазе. Сквозь прозрачное стекло виден каждый стебелёк. На розовых лепестках дрожит капля росы. На вазе сидит бабочка, на листке в букете - муха, на жёрдочке - птичка щегол, а около вазы на веточке — гусеница.
  • Скажите, что больше всего вам понравилось в картине художника.
  • Опишите предметы: какие цветы, ваза, бабочка, птичка? Какие чувства у вас возникали, когда вы рассматривали эти предметы?
  • Составьте небольшой текст-описание натюрморта. Подготовьтесь его рассказать.
  • Запишите 3-4 предложения из составленного текста.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы используем имена прилагательные в нашей речи?

2. Прочитайте слова. Каким образом можно узнать среди этих слов имена прилагательные?

Выплыло, весеннее, небо, на, солнышко, солнечные, осветили, поляну, лучи, лесную, около, маленькая, появилась, пня, проталинка.

  • Составьте три предложения из данных слов. Запишите их. Укажите над именами прилагательными число.

3. Прочитайте. Отгадайте загадку. Почему это растение получило такое название?

      Тонкий стебель у дорожки.
      На конце его — серёжки.
      На земле лежат листки —
      Маленькие лопушки.

  • Определите, какой это текст: текст-описание или текст-повествование. Объясните свой ответ.
  • Подготовьтесь записать загадку под диктовку.

4. Какое из данных имён прилагательных имеет:

    а) синоним со значением «морозный»;
    б) антоним со значением «жаркий»?

Снежный, холодный, зимний.

5. Найдите в предложении слова, употреблённые в переносном значении.

С неба глядело ласковое весеннее солнышко.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru