Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое имя прилагательное?

148. Прочитайте.

      (Какой?) Лёгкий, белый, пушистый ... .
      (Какая?) Спелая, сладкая, душистая ... .
      (Какое?) Весеннее, яркое, лучистое, тёплое ... .
      (Какие?) Добрые, вежливые, правдивые ... .

  • Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова?
  • Запишите (без вопросов), вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
  • К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый - это имена прилагательные.

149. Прочитайте высказывание А. Н. Толстого.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

  • Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?
  • Спишите. На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией
    ().

150. Прочитайте. Отгадайте загадку.

      , краснолапый,
      Мама беленькая вся,
      Детки жёлтые у папы, —
      Чья ж гуляет тут семья?
      (С. Городецкий)

  • Докажите, что выделенные слова - это имена прилагательные. С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имён существительных к именам прилагательным.
  • Спишите загадку.

151. Прочитайте сочетания слов. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.

Жёлтая пшеница, серый котёнок, красная гвоздика, голубой колокольчик, косматые волосы, зелёная травка, небольшое облачко.

  • Подберите для каждого имени прилагательного синоним из слов для справок и согласуйте его с именем существительным.

    Слова для справок: маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий.

Страничка для любознательных

   Значения имён прилагательных

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему, поэтому эта часть речи так и называется — имя прилагательное.

Имена прилагательные могут обозначать различные признаки:

  • цвет: синее небо, белая астра;
  • форму: круглый мяч, овальное зеркало;
  • вкус: сладкий пирог, кислый щавель;
  • размер: узкий ремень, широкая река;
  • запах: душистый ландыш, нежный аромат;
  • внутренние качества людей и животных: храбрый воин, хитрая лиса;
  • внешние качества человека: красивая девочка.

152. Рассмотрите рисунки.

  • Какие предметы изображены на рисунках? Назовите признаки этих предметов: величину, цвет, форму, вкус.
  • Составьте и запишите предложение по любому рисунку. Подчеркните имена прилагательные.

153. Прочитайте загадки. Отгадайте их.

      Белая корзинка,
      Золотое донце.
      В ней лежит росинка
      И сверкает солнце.
      (Л. Ульяницкая)

      Стоят в поле
      Сестрички —
      Жёлтый глазок,
      Белые реснички.
      Нарядные платьица,
      Жёлтые брошки,
      Ни пятнышка нет
      На красивой одёжке.
      (Е. Серова)

  • Какая загадка вам больше понравилась? Чем? Какие слова автор употребил в переносном значении?
  • Найдите в каждой загадке имена прилагательные. Какие из них повторяются? Если бы не было имён прилагательных, вы смогли бы отгадать загадки?
  • Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным.

Реснички (какие?) ..., корзинка (какая?) ..., донце (какое?) ..., глазок (какой?) ..., платьица (какие?) ..., брошки (какие?) ... .

Обратите внимание! Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы, например:

154. Прочитайте отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

  • Какие слова помогли вам представить красоту цветика-семицветика? К какой части речи относятся эти слова?
  • А теперь прочитайте этот текст без имён прилагательных. Какую же роль выполняют они в тексте?
  • Спишите последнее предложение. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Обратите внимание! Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

155. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.

1. Муравей мален..кий, а слон .... 2. Уголь чёрный, а снег ... . 3. Д..рога широкая, а тр..пинка ... . 4. Перец гор..кий, а сах..р ... .

  • Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные. Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях?

Обратите внимание! При сравнении двух пред метов используются имена прилагательные, которые описывают предметы с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу:

маленький — большой, светлый — тёмный, горький — сладкий.

156. Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

      (...) __________, как лиса.
      (...) __________, как солнышко.
      (...) __________, как ёжик.
      (...) __________, как заяц.
      (...) __________, как апельсин.

Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.

  • Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.

157. Прочитайте. Составьте и запишите из данных слов предложение.

На, опушке, ночью, лесной, колокольчик, летней, распустился, голубой.

  • Над словами укажите известные части речи.
  • Подчеркните главные члены предложения. Какими членами предложения являются имена прилагательные: главными или второстепенными?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru