Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч']: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч.
Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч.
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы.
Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик.
4. Прочитайте.
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
Что значит встать на цыпочки? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого? Почему поэтесса употребила слово пиликает?
Спишите. Подчеркните буквосочетание чк.
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
Почему в тексте выделены три части?
Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
В небе — вечер, в небе — тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки Синий шар.
Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.