107. Прочитайте. Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не умещается на строке.
Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).
Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).
Какие слова на этой странице перенесены с одной строки на другую и почему? Какое правило было использовано при переносе части каждого слова с одной строки на другую?
108. Прочитайте. Подумайте, в какие группы можно объединить данные слова.
Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой (-).
109. Прочитайте.
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
(В. Степанов)
Какие слова употреблены в переносном значении? Объясните их значение.
Спишите. Проверьте себя.
Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.
жёлтый
110. Прочитайте. Составьте из данных слов и словосочетаний две загадки про музыкальные ноты.
Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.
Запишите загадки. Выпишите из любой загадки слово и разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (-).
111. Прочитайте.
У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.
(В. Бианки)
Почему зайчат так называют: настовички, листопаднички?
Выпишите слово с такими признаками:
а) слово отвечает на вопрос кто?;
б) в слове 4 слога, второй слог ударный;
в) первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке.
112. Прочитайте. Какие слова разделены для переноса, а какие - по слогам?
Берёста - это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творог. Берёсту использовали для письма. До нас дошли берестяные грамоты — письма и документы.
Подумайте, являются ли слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) однокоренными. Объясните свой ответ.
Напишите ответы на вопросы:
Что такое берёста?
Что делали из неё люди?
Что хранили в берестяной посуде?
Проверьте написанное. Скажите, какое слово не уместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть этого слова на другую строку. Как вы это сделали?
114. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
Ответьте на вопросы:
Кого нашёл мальчик в лесу?
Какая беда приключилась с зайцем?
Как заботился мальчик о зверьке?
Куда он отнёс зайца после выздоровления?
Слова для справок: однажды, увидел, сломана лапка, принёс, перевязал, лечил, кормил, выздоровел, отпустил на волю.
Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его. Используйте слова для справок.
Запишите составленный текст.
Страничка для любознательных
О знаке переноса
Вы уже знаете, что знак переноса — это короткая горизонтальная чёрточка (-). Но на страницах древних рукописей вы не встретите таких знаков. В то далёкое время не существовало и правил переноса. В России знак переноса стали использовать более 300 лет тому назад, но ставили его внизу строки.