Учебник для 2 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

84. Прочитайте группы родственных слов. Догадайтесь, почему они так написаны.

  • Чем различается лексическое значение родственных слов? А есть ли общее в значении этих слов?
  • Найдите в словах общую часть, которая «хранит» это общее значение.
  • Спишите родственные слова. Выделите в них общую часть знаком

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова - это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком :

85. Прочитайте однокоренные слова, данные в словаре однокоренных слов.

  • Запишите любую группу однокоренных слов в алфавитном порядке. Обозначьте в словах корень.
  • Составьте предложение с любым словом. Запишите это предложение.

86. Прочитайте пары однокоренных слов.

Проведите опыт! Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? Теперь вы убедились, что в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.

87. Прочитайте

      Испугались медвежонка
      Ёж с ежихой и ежонком,
      Чиж с чижихой и чижонком,
      Стриж с стрижихой и стрижонком
      Разбежались кто куда,
      Приведи-ка их сюда!
      (И. Демьянов)

  • Найдите в строках однокоренные слова. Объясните, как вы их узнали.
  • Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень.

88. Прочитайте. Спишите.

Лист — листик, стул — стульчик, вода — водичка, ягода — ягодка, дождь — дождик, дуб — дубовый.

  • Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

Запомните! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково: .

89. Подберите к каждому из слов однокоренное - то, от которого образовалось данное слово.

Б..рёзовый — б..рёза, с.нтябрьский — ..., вет..рок — ..., сах..рный — ..., ябл..нька — ... .

  • Какая буква пропущена в каждом слове? А какую букву надо написать в однокоренном слове?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах корень.

90. Прочитайте. Найдите однокоренные слова.

море, моряк, светлый, светить, свет, белый, беленький, морской, белеет

  • Запишите однокоренные слова группами. Обозначьте в словах корень.

91. Прочитайте. Что обозначают слова?

Чайник — ..., сахарница — ..., хлебница ..., солонка — ..., маслёнка — ..., мыльница — ..., светильник — ... .

  • Почему эти предметы так названы? Подберите к каждому слову однокоренное.
  • Запишите слова по образцу. Обозначьте в них корень.

Образец. Чайник — чай, ... .

са́хар

92. Прочитайте. Запишите слова.

  • Как найти корень в слове? Если затрудняетесь ответить, обратитесь к Памятке 4 «Как найти корень слова».
  • Выделите в каждом слове корень.
  • Найдите любое из этих слов в словаре однокоренных слов учебника. Запишите всю группу однокоренных слов. Выделите в них корень.

93. Прочитайте. Являются ли однокоренными пары слов? Объясните свой ответ.

Гора — горный, лиса — леса, осина — осиновый, лень — ленивый, смелый — храбрый, оса — осина, горе — гористый, корм — кормить, рис — рисовый.

  • Выпишите пары однокоренных слов. Выделите в них корень.

94. Прочитайте. Найдите среди данных слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.

грустить, весёлый, грусть, печальный, грустный, унылый

  • Запишите слова так: на первой строке - однокоренные слова, на второй - синонимы, на третьей -антонимы.
  • В однокоренных словах выделите корень.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru