Учебник для 2 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое лексическое значение слова?

48. Рассмотрите рисунок.

  • Скажите, кто здесь нарисован. Что нарисовано? Запишите несколько слов-названий этих предметов.
  • Составьте по рисунку предложение и запишите его.

Обратите внимание!Обратите внимание! Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом. Слова называют:

    • чувства: радость;
    • действия: играть;
    • признаки: жёлтый;
    • людей: девочка;
    • животных: заяц;
    • растения: ландыш;
    • вещи: платок;
    • явления природы: снег;
    • числа: шесть и др.

49. Прочитайте.

      Уже румянит осень клёны,
      А ельник зелен и тенист.
      (А. Майков)

  • Что вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли вам представить эту картину?
  • Спишите предложение. Проверьте себя.

50. Рассмотрите рисунок.

   Берёза

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

  • Какой предмет вы увидели? Прочитайте его название.
  • Что обозначает слово берёза? Прочитайте толкование значения этого слова.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Лексическое значение слова берёза - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

берёза

Страничка для любознательных

   О происхождении слов

В старину существовало слово ло́на. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовались слова лопу́х (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоу́хий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.

51. В учебнике помещён толковый словарь. Почему он так называется?

  • Определите по словарю значение слова шоссе.

52. Узнайте слово по его значению. Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю.

1. _______ - первый месяц осени. 2. _______ - маленькая птичка с коричневато-серым оперением. 3. _______ — лиственное дерево с белой корой. 4. ____ — тот, кто учится в школе. 5. _______ - плод яблони. 6. _______ - маленький зверёк с иглами на теле.

  • Запишите любые три предложения, вставляя пропущенные слова.

53. Прочитайте.

На болотах поспела клюква. Ягоды лежат прямо на мху. На моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки. На них растут ягодки и маленькие блестящие листики.

(Н. Павлова)

  • Что обозначают выделенные слова?
  • Спишите два первых предложения. Подчеркните в них главные члены.

54. Прочитайте слово.

ягода

  • Скажите, что вы представили, прочитав это слово.
  • Составьте и запишите предложение со словом ягода.

Обратите внимание! Словом ягода (ягоды) мы называем небольшие сочные плоды многих кустарников и трав: земляники, черники, клюквы, смородины. Значит, слово ягода — это общее название ягод многих растений.

я́года

55. Прочитайте.

      дерево
      чашка
      ложка
      гриб
      зверёк
      девочка

  • Если бы вам предложили сделать рисунок к каждому слову, то рисунки получились бы одинаковые или нет? Почему?
  • Составьте предложение с любым словом и запишите его.

56. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать?

Жук, бабочка, голубь, заяц, ёрш, карась, носорог, скворец, дрозд, комар, медведь.

  • Запишите получившиеся группы слов в четыре столбика. Устно дополните каждую группу своими словами.
  • Почему носорога и медведя так назвали?

57. Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как бы вы назвали каждую группу слов?

Учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, топор, лётчик, шахматы.

  • Запишите получившиеся группы слов в 4 столбика. Устно дополните их своими словами.
  • Объясните, почему так названы профессии людей.

Учитель, строитель, тракторист, лётчик.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru