|
|
Учебное пособие СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫПравильная постановка корпуса и ног и держание напильника при опиливанииРабочие движения и балансировка при работе напильником. Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов по снятию небольших слоев металла (материала) напильниками или на опиловочных станках. Чтобы правильно опиливать, необходимо правильно производить нажим и передвигать напильник.
Рис. 96. Постановка корпуса н положение ступней ног при опиливании 1. Высоту положения тисков выбирают по росту работающего так, чтобы при наложении локтевой части руки на губки тисков между локтевой и плечевой частями руки образовывался угол 90° (рис. 96). Если высота тисков не соответствует росту работающего, ее регулируют сцециальными подставками или поднимают верстак с тисками. Перед началом работы напильник должен находиться с правой стороны тисков рукояткой к работающему. 2. Верхняя кромка бруска, зажатого в тисках, должна находиться на высоте 5—10 мм над их рабочей поверхностью. Губки тисков следует зажимать только усилием рук. 3. Перед тисками надо стоять прямо и устойчиво вполоборота к ним (под углом 45°). Левую ногу необходимо установить около верстака, а правую отодвинуть назад и вправо примерно на расстояние 250 мм, чтобы угол между средними линиями ступней составил 60°.
Рис. 97. Положение кисти правой руки на рукоятке напильника 4. Захват рукоятки напильника правой рукой осуществляют в два приема: кисть правой руки располагают так, чтобы овальная головка рукоятки упиралась в мякоть ладони (рис. 97, а); большой палец накладывают вдоль оси рукоятки, а остальными пальцами обхватывают рукоятку, прижимая ее к ладони (рис. 97, б).
Рис. 98. Положение левой руки на напильнике
Рис. 99. Тренировочные упражнения по развитию навыка в работе напильником Левую руку накладывают поперек напильника на расстоянии 20—30 мм от его конца (рис. 99, а, б). 5. Напильник помещают на деревянный брусок и принимают рабочее положение, при котором локтевая часть левой руки должна принять положение, близкое к горизонтальному. Отработка рабочих движений и балансировки при работе напильником состоит из двух учебных заданий, выполняемых обучающимися для усвоения координации движения и получения первичного навыка в балансировке напильником. Учебное задание 1 по опиливанию двух стальных пластин, установленных на расстоянии 80 мм друг от друга, состоит в освоении приемов правильного балансирования напильником и соблюдении ритма движений (рис. 99). 1. На двух стальных пластинках наносятся (по длине) риски на расстоянии 6 мм от кромки. 2. Две стальные пластинки (на расстоянии 80 мм друг от друга) и деревянную прокладку зажимают в тисках; края пластин выступают над уровнем губок тисков на 5 мм. 3. Принимают рабочее положение, напильник берут правой рукой за рукоятку, накладывают его на ребра стальных пластин, а левую руку помещают на напильнике. 4. По узким граням двух стальных пластин выполняют движения драчевым изношенным напильником в горизонтальной плоскости пластин. Движение напильником осуществляется при согласованных действиях обеих рук. Усилие в горизонтальном направлении (вдоль напильника) необходимо для создания его движения при рабочем и холостом ходах, а в вертикальном направлении — для нажима на обрабатываемую поверхность только при рабочем ходе. При этом вертикальное усилие изменяется в зависимости от положения напильника на обрабатываемой плоскости: при среднем положении прикладывается наибольшее усилие и при крайних — меньшее (стрелки-векторы на рис. 99, б). При работе напильником от себя вес тела будет передаваться на левую ногу, а при движении напильника к себе нагрузка переместится на правую ногу.
Учебное задание 2 по опиливанию двух стальных пластинок, установленных на расстоянии 50 мм друг от друга (рис. 99, в), выполняется в той же последовательности, как и первое, и предназначено для приобретения навыков в балансировке напильником и при меньшей длине опиливания. Проверка правильности координации горизонтальных движений и балансировки напильником определяется по высоте опиливаемых кромок. Если слой металла снимается равномерно, то обе кромки будут иметь одинаковую высоту. Если высота кромок неодинакова, значит при опиливании были неправильно распределены усилия. В начальный период обучения темп работы должен регулироваться и составлять не более 50 двойных движений в минуту. Чтобы снизить утомляемость обучающихся, следует чередовать работу (5 мин) с отдыхом (2—3 мин).
|
|
|