Учебное пособие

СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ

       

Общие требования безопасности труда и организации рабочего места

Во время занятий по производственному обучению на предприятиях инструктор должен проводить подробный инструктаж, следить зa соблюдением требований безопасности труда и добиваться усвоения этих правил и инструкций каждым обучающимся. Инструктор обязан обеспечить учебные занятия предупредительными плакатами о требованиях безопасности труда, вывесив их на видных местах; в необходимых случаях следует снабдить обучающихся в зависимости от выполняемых ими учебно-производственных заданий письменными инструкциями по требованиям безопасности труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

К организации рабочего места слесаря предъявляют определенные требования.

  1. Верстак должен быть прочным и устойчивым. Столешница (крышка) верстака должна быть ровной и покрыта по всей плоскости листовой сталью, текстолитом или линолеумом, а кромки закрыты угловой сталью или деревянными рейками. На каждом верстаке обязательно устанавливают сменный (убирающийся) сетчатый экран для защиты работающего рядом от осколков, отлетающих во время рубки.
  2. Параллельные тиски поворотного типа должны быть прочно и надежно укреплены на верстаке. В сжатом положении губки расположены параллельно и находятся на одном уровне. Накладные губки прочно закреплены, хорошо закалены и имеют четкую насечку для надежного закрепления детали.

    Зажимать деталь в тисках следует только усилием рук, а не весом тела. Зажимая или освобождая детали из тисков, рычаг необходимо опускать плавно, не бросая его, чтобы не ушибить руку или ногу. Содержать тиски надо в чистоте и исправности, а трущиеся части регулярно смазывать соответствующим смазочным материалом.

  3. Подставку под ноги следует применять в тех случаях, когда высота тисков не соответствует росту обучающегося. Высота верстака с тисками считается нормальной, если у стоящего прямо обучающегося рука, согнутая в локтевом суставе под углом 90°, находится иа уровне губок тисков при вертикальном положении ее плечевой части. Выбранные подставки должны плотно лежать на полу. Неправильное положение корпуса обучающегося вызывает быструю утомляемость, затрудняет правильное выполнение приемов работы и получение требуемой точности.
  4. Одним из элементов культуры на рабочем месте является правильно подогнанная, аккуратная и чистая спецодежда. Халат или комбинезон должны быть выбраны по размеру и росту работающего и не должны стеснять движений.

    Во время работы спецодежда всегда должна быть застегнута на все пуговицы, а рукава должны иметь застегивающиеся манжеты, плотно охватывающие запястье; на голову обязательно следует надеть головной убор (берет или косынку), под который необходимо тщательно убрать волосы.

    На одежде и головном уборе не должно быть висящих концов (галстук, тесемки, концы косынки), которые могут быть захвачены вращающимися частями станков, машин или механизмов и привести к несчастному случаю.

  5. Местное освещение на рабочем месте должно иметь исправную передвижную арматуру с защитным плафоном для направления света на обрабатываемую деталь и плоскость верстака. Напряжение в электросети при местном освещении не должно превышать 36 В.
  6. На рабочем месте должны находиться только те инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения учебно-производственного задания. Каждый инструмент, приспособления и материалы должны иметь свое определенное место.

    Инструменты, приспособления и материалы должны быть расположены на верстаке с таким расчетом, чтобы все, что берут правой рукой, находилось справа от работающего, левой рукой — слева. Чаще других используемые инструменты и заготовки необходимо располагать ближе к работающему (рис. 1). Определенный порядок должен поддерживаться и в ящике, где каждому инструменту должно быть отведено постоянное место.

Расположение инструментов, заготовок, документации на рабочем месте

Рис. 1. Схема, поясняющая принцип расположения инструментов, заготовок, документации на рабочем месте

Измерительные и поверочные инструменты размещают отдельно от рабочего инструмента на специальной полочке или планшетке. Чертежи и карты для учебных заданий следует располагать на планшете-подставке, установленной на верстаке, на расстоянии, достаточном для их чтения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru