Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Выводы к главе VII

  1. Человек не рождается личностью; личностью — господином самому себе — в определенных общественных условиях человек делает себя сам. Духовную основу личности, ее неповторимого внутреннего мира составляет определенная совокупность («пирамида») ценностей. В обширном царстве ценностей существуют ценности особые, живущие вечно и одинаково важные для всех — общечеловеческие ценности. В их число входят мораль и право. При выборе линии своего поведения человек ориентируется на эти ценности, причем в выборе своем он свободен. Но нести ответственность за последствия своего выбора должен он сам, и прежде всего перед своей совестью.
  1. Мораль — общечеловеческая ценность. Сущность морали замечательно выражает известное «золотое правило», ее содержание составляет совокупность моральных ценностей — принципов, норм, идеалов, которые регулируют поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде. Высший моральный идеал можно выразить одним словом — человечность, или более развернуто — словами Библии: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Изучать мораль помогает особая философская наука — этика.
  2. Свое содержание этика излагает при помощи особых слов, важнейшими из которых являются понятия «добро» и «зло». Понятие «добро» выражает все лучшее, к чему устремлены люди, все то, что способствует сохранению и улучшению жизни, нравственному совершенствованию личности. «Зло» — это нарушение морали, безнравственность, антигуманность; этим понятием определяют все то, что мешает жизни, уничтожает ее, губит душу, способствует нравственной деградации личности. Но зло коварно, оно нередко прикрывается маской добра, и, чтобы отличить добро от зла, нужен надежный критерий. Им является главный принцип морали — гуманизм.
  3. Роль морали в нашей жизни можно назвать всеобъемлющей: она помогает нам оценивать окружающую действительность и самих себя; она регулирует наше поведение, все наши отношения; она воспитывает личность. Моральные оценки помогают нам в поиске истинных ценностей. Моральное регулирование осуществляется двумя путями: через общественное мнение и — самое главное — через воздействие совести. Как воспитатель мораль присутствует везде, входит составной частью во все виды человеческой деятельности.
  4. Понятия долга и совести также входят в число главнейших в этике. Долг связывает нас с обществом и определяет наши обязанности перед окружающими. Когда человек сам сознательно предъявляет моральные требования к себе, такой долг называют моральным долгом. И нет ничего надежнее и крепче. Совесть — глубоко личное осознание и одновременно чувство своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль, позволяющий нам в самых глубоких тайниках души судить о добре и зле.
  5. Высшей нравственной основой брака и семьи, безусловно, является любовь. Она устремлена к идеалу, возвышает души влюбленных, несет мир и гармонию. Но есть и другая, не менее важная моральная основа брака и семьи — семейный долг. Причем его содержание, как ни удивительно, у женщин — свое, а у мужчин — свое. И чем глубже каждый из супругов осознает свою неповторимую роль, тем крепче и счастливее семья.
  6. Нравственная культура — часть духовной культуры, при этом главная ее часть. Она складывается из нескольких элементов. Прежде всего, необходимы, конечно, знания моральных ценностей. Но знание «должно работать». Человек постоянно творит себя, сам выбирает свой путь. Будет ли он при этом ориентироваться на моральные нормы или отбросит их прочь — это его выбор и его ответственность.

    Умение поступать морально еще один элемент культуры. Это умение не дается легко: оно требует постоянного самоконтроля совести и, конечно, мужества, чтобы искать не только выгоду (что вполне нормально), но и помнить о морали.

Вопросы для итогового повторения

  1. Каковы могут быть последствия нарушения человеком моральных норм?
  2. Как вы думаете, совесть помогает свободе нашего личного выбора или препятствует ей? Поясните свое мнение.
  3. Почему достойное исполнение семейного долга возможно только при условии осознания человеком своего морального долга?
  4. Как вы объясните, что доже очень старательному «дровосеку» всегда необходима правильная моральная оценка его действий?
  5. Почему зло, в какие бы маски оно ни рядилось, никогда не было и никогда не сможет стать моральной ценностью, хотя в жизни человека оно всегда присутствует?
  6. Чем вы объясните наличие противоречия между моральными знаниями и практическим поведением человека?
  7. Возможно ли стать господином самому себе, не усвоив всех элементов нравственной культуры? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru