Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 49. Что такoе мораль?

  • Мораль или нравственность?
  • Почему и сам дровосек может попасть в костер?
  • Где найти компас в сложном моральном мире?

Современная философия утверждает: не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании элементарна. Великие моралисты — Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др.— сводили основной смысл морали к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа («нагорная» в буквальном смысле означает произнесенная на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом): «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Нравственность, мораль. Эти слова вы, изучая вопросы морали, конечно, встречали. Уточним их смысл.

В древнегреческом языке было слово «этос» (не путать со словом «этнос» — народ), что значило обычай, темперамент, характер. В латинском было слово «мораль» и означало «обычай, нрав, характер, порядок». А в русском языке есть слово «нрав», которое как в древности так и сейчас обозначает «обычай, характер, темперамент» («крутой нрав», «легкий нрав» и т. д.).

Как видим, изначально все эти слова были очень близки по смыслу. Однако в ходе развития истории и культуры они стали наполняться различным содержанием. И начался спор философов вокруг этих понятий.

Особые споры вызывают понятия «мораль» и «нравственность». Многие ученые продолжают считать, что различий между ними нет, что это слова-синонимы, т. е. различные по звучанию, но тождественные (одинаковые) по значению.

Согласно другой точке зрения, эти понятия следует различать. Нравственность — это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее — та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди долго и тщательно их обдумывают и, наконец, формулируют четко определенное правило (норму) поведения. Мораль — это результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках. Мораль содержит определенные принципы, идеалы, нормы (краткие мудрые правила), которые весьма строго, или, как говорят, императивно (повелительно, категорически), направляют, регулируют поведение людей. Например, принцип гуманизма (человечность, милосердие, справедливость) или такие нормы, как «не убивай», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т. д.

Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые. К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие сентенции (суждения), как «человек человеку — волк», «с волками жить — по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу» и др.

Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность: только я, только для себя, а остальное — «гори все синим пламенем», «мне все до лампочки», «моя хата с краю». Злая нравственность — это когда человек (или группа людей) утверждает: я (мы) лучше и важнее всех, наши люди лучше всех, наша религия лучше всех, наша нация лучше всех, наша культура лучше всех, наша страна лучше всех и т. д. Безусловно, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, может любить свою религию и т. д. Любовь — это прекрасное чувство, в нем проявляется уважение и забота, т. е. добрая нравственность. Но как только человек (или группа людей) встанет в позу исключительности и заявит: мое лучше всех — он (они) скатывается на позицию злой нравственности. А самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет к вражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь. Вспомните мудрый древний миф.

Однако не следует думать, что одним людям суждено поступать только в соответствии с доброй нравственностью, а другим — только в соответствии со злой. Нет, все гораздо сложнее.

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом — дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут соседствовать в одном и том же человеческом сердце.

Но человек наделен свободой выбора: он ведь может, услышав то, что шепчет ангел, встать на позицию доброй нравственности. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй нравственностью. Именно в такой работе человека над собой ученые, философы, представители религий видят смысл жизни человеческой.

Но не все ученые разделяют нравственность на добрую и злую. Они относят к нравственности и морали только все доброе, только хорошие принципы, нормы и правила, а злое, считают они, к нравственности и морали отношения не имеет, злое — это безнравственность, аморальность. Мораль, утверждают они, противостоит злой нравственности, у морали — доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Не зря в народе говорят: мораль начинается там, где один человек заботится о другом.

И еще об одной позиции. Ее сторонники утверждают, что моральные нормы сформулированы расплывчато, нечетко, что в ходе истории они постоянно изменяются, не составляют единой системы и нигде не записаны. В ответ приведем несколько фактов.

За 1300 лет до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня каждый может узнать о них, открыв Библию (священную книгу христиан) или Тору (священную книгу иудеев), и поразмышлять о том, как изменились моральные правила за три с лишним тысячи лет.

За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь», — ответил мудрец. Так учил Конфуций. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма — «золотое правило морали». Желающие могут прочитать о нем в истории китайской философии.

Начало нашей эры. Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди (заповедь — наказ, наставление, правило поведения) любви и милосердия.

Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода — милосердную — умеющую прощать и сотрудничать.

А теперь подумайте: насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, «мораль любви», провозглашенная Христом? Какие аргументы вы можете привести за и против.

И еще: можно ли согласиться с позицией тех, кто критикует мораль? Думайте.

Возможно, у вас возникает вопрос: а существует ли такая наука, которая изучает мораль, учит разбираться в ней? Да, существует — наука этика.

Этика — это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек.

Моральная ответственность. Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции.

О чем идет речь? Конечно, не просто раскрыть смысл философской притчи. По нашему мнению, в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате — добро или зло. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления.

И еще: где гарантия, что однажды и сам наивный дровосек не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек...

Короче говоря, на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков.

Вот таковы наши размышления о притче. Подумайте, может быть, вы предложите свое толкование.

Быть человеком ответственным — это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. С нее начинается личность, гражданин, по-настоящему свободный человек — господин самому себе, который не поступится твердыми принципами доброй, гуманной морали.

Высшие ценности и идеалы. Даже из нашего короткого объяснения вы увидели, что в теории морали существуют различные точки зрения. И это нормально. Вопросы морали — это философские вопросы, они требуют постоянного размышления и не имеют бесспорных и окончательных решений: мысль остановить нельзя. Не случайно их называют вечными вопросами.

Каждый из нас включен в этот вечный философский поиск. Ведь каждому из нас суждено самому вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор.

Существует ли в этом вечном поиске какой-нибудь положительный, добрый, хороший образец, на который человек мог бы постоянно, надежно ориентироваться, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения?

Да существует: это общечеловеческие, или, как еще называют, абсолютные, вечные моральные ценности и идеалы.

О ценностях мы уже говорили, знаем, что это нечто важное, необходимое, полезное для жизни. Знаем, что моральные ценности — это особые, вечные духовные ценности. К ним должны быть причастны все люди, поэтому их можно назвать всеобщими, общечеловеческими.

Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит «понятие, представление». Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду что-то самое лучшее, совершенное во всех отношениях (например: идеальная красота, идеальный слух, идеальный вкус, идеальное поведение и т. д.). Моральный идеал — это все самое лучшее, что выработано моралью. Его можно определить одним словом — человеколюбие. С особенной ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Такое отношение человека к человеку и есть идеал, а достигнуть его можно только одним путем — через соблюдение принципов и норм морали. Другого пути нет.

Как видите, понятия «ценности» и «идеал» очень близки. Многие ученые считают, что идеал — это высшая форма ценности.

В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. И это понятно: на исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Естественно, что у рабовладельцев или феодалов были свои ценности и идеалы, а у рабов и крепостных — свои, ибо их образ жизни, а значит, и поступки, поведение были весьма различны.

Но вот что интересно. И религия, и философия, и наука утверждают, что у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техники, наука. Нужны мир, порядок, справедливость и т. д. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.

Вечно живут фундаментальные моральные правила: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая моральная ценность — это любовь к ближнему, к человеку. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое, а нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь.

Отражение общечеловеческих ценностей вы найдете во всех религиях мира — в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, в древних индийских, китайских, буддийских верованиях.

И совсем недавно, в XVIII в., И. Кант, изучив историю морали, кратко сформулировал свой закон добра «категорический императив морали», т. е. абсолютно обязательное требование морали. Оно звучит примерно так: поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, всеобщим моральным законом.

К стыду и правде должны быть причастны все. Мы ведь несем ответственность за свои поступки. И нам нужно знать, что считать для себя надежным образцом. Твердые нравственные принципы личности — это и есть общечеловеческие ценности доброй морали. Ее узнать легко, потому что главное в ней — любовь к человеку, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм.

    Основные понятия

  • Мораль; нравственность; нормы морали; гуманизм; «золотое правило нравственности»; моральная ответственность.

    Термины

  • Нравы; принципы морали; моральный идеал; общечеловеческие (абсолютные) духовные ценности.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, в чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль».
  2. Зачем нужна человеку мораль? Почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей?
  3. Что изучает наука этика? В чем ее ценность для человека?
  4. Что представляет собой моральный идеал? Докажите, что моральные ценности и идеалы очень близки. В чем состоит их высший смысл?
  5. Почему мораль называют общечеловеческой ценностью? По какому признаку мы узнаем мораль?

Задания

  1. Если вы разделяете точку зрения, что нравственность бывает добрая и злая, то приведите конкретные примеры, которые можно отнести к доброй нравственности, и примеры, которые можно отнести к злой нравственности.
  2. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

    Раскройте смысл этой моральной позиции. Выскажите вашу личную точку зрения по отношению к позиции этого человека.

  3. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

    Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

  4. Старшеклассник М. избивал малышей, отбирал у них деньги и вещи. В конце концов он попал в милицию.

    Когда ребята в классе стали обсуждать этот случай, одна ученица сказала:

    — Мне глубоко неприятны такие люди, как М., у них какая-то злая, волчья нравственность. Из таких получаются рэкетиры, они плохо кончают свою жизнь.

    Ей возразил ученик:

    — Разве бывает злая или волчья нравственность? Этот тип очень далек от нравственности, он просто безнравственен, и поэтому ему легче живется.

    А каково ваше мнение об этом споре? Приведите свои аргументы.

  5. Очень часто можно слышать фразу: «Самая главная в жизни профессия — быть человеком!» Даже в песнях об этом поется.

    А вы задумывались: что значит быть человеком? Как вы можете ответить на этот вопрос? Что тут главное?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru