Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 48. Личность и личный выбор

  • Как стать господином самому себе?
  • Как распределить стыд и правду среди людей?
  • Чему сегодня учит мудрость Зевса?
  • Каковы главные ценности в царстве ценностей?

Как стать личностью? Понятие «личность» употребляется в более узком значении, чем понятие «человек». Потому что понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему людскому роду, а личность — это отдельный, конкретный представитель рода — индивид, которому свойственны вполне определенные — индивидуальные — социально значимые черты.

Когда говорят «социально значимые черты личности», речь в этом случае идет о свойственных данному конкретному лицу — индивидууму — взглядах, убеждениях, особенностях поведения: что любит и ценит, как относится к своим обязанностям и другим людям, способен ли помочь, защитить, проявить заботу, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово.

Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия. Или он плывет по течению, как щепка, и податлив чужой воле, как пластилин. Не зря говорят: быть личностью — значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Очень выразительное определение личности сформулировал великий немецкий философ И. Кант (1724—1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Обдумаем каждое слово в данном определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы называем «иметь характер»,— умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т. е., как теперь говорят, автономным. Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т. е. компетентности, а во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Прекрасные качества. Но И. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека — честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.

Как видите, личность основывается на морали, на моральных принципах.

Но и это не все. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества — способность быть господином самому себе, иметь принципы — с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т. е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Подчеркнем близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений — язык, знания, мораль, право, обычаи, отношение к религии и т. д.— все то, что делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно.

Урок мудрости. В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной — дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д. Человек стал делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом людским нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

Чему же учит это мудрое сказание? На наш взгляд, его первый, главный урок состоит в том, что всем нам, людям, необходимо овладеть умением добиваться согласия. Это значит, что нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человечным, гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.

Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть, неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.

Есть и третий. Вместе с объяснением главного условия жизни миф принес нам из глубины веков предупреждение: без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.

Что такое ценность? Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, чем они сильно увлечены, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления и их свойства. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят ученые, выстраивается своя «пирамида» ценностей, составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека, основу его личности. При определении линии своего поведения человек ориентируется на эту собственную «пирамиду», выбирает, чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями.

Философы утверждают, что в обширном царстве ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые — главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей. Вы, конечно, догадались, что к таким ценностям относятся прежде всего человеческая жизнь, мир, свобода, природная среда, семья, Родина, истина, вера, честь, культура и еще многие другие ценности — вы сами можете их назвать.

Стыд и правда тоже из этого ряда. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счете только стыд и правда способны сохранить род человеческий, поэтому они и относятся к общечеловеческим ценностям.

Что же такое стыд и правда?

Когда говорят о стыде и правде, мы, авторы этого учебника, вслед за многими учеными полагаем, что речь идет о совести и ответственности, о порядке и справедливости и еще о многом таком, что составляет содержание морали и права.

Моральный выбор, моральный контроль. В первой части учебника вы уже знакомились с вопросами морали и знаете, что моральные правила (нормы, как их принято называть) дают человеку образец поведения. Но правил много, они разные, и человек всегда сам решает, как ему следует поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Иначе говоря, как полагают многие мыслители, человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль — и вы это знаете — учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или, точнее, моральный выбор.

Но случаи бывают посложнее. Вот пример. В фильме выдающегося российского режиссера Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времен Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, которых охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут в лагеря смерти.

И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, сверху на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, все это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать — оружие пойдет на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. А комиссар, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжелый нравственный конфликт...

Вот вам ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумайте о ней сами. Мы не даем ответа. Не торопитесь и вы. Только не упускайте из виду: во-первых, цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу; во-вторых — гуманистические принципы морали.

А кто контролирует, оценивает наш моральный выбор?

Ваш ответ может быть таким: окружающие люди — общественное мнение.

Это верно, но не совсем. Общественное мнение может оценить наш поступок, наши действия (т. е. результат выбора), когда выбор уже сделан, поступок совершен. Вот тогда общественное мнение решает, какой поступок мы совершили — добрый или злой, честный или бесчестный, полезный или бесполезный, умный или глупый и т. д.

А кто же оценивает выбор, который происходит у нас глубоко внутри, в сердце, в душе?

Есть такой невидимый, но могущественный и строгий внутренний контролер — наша совесть. Совесть видит и знает все, дает внутреннюю критическую оценку и нашего выбора, и наших поступков. Перед ней, точнее, в первую очередь перед ней, нам приходится держать ответ.

Следует помнить, что выбор поступка всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и для нас лично. А за последствия приходится отвечать. Выбор и ответственность взаимосвязаны.

Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Будем помнить: каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас у всех есть надежная духовная опора — мораль. Но мораль нужно не только знать, изучать. Важно уметь правильно поступать в соответствии с требованиями морали. А такое умение вырабатывается всю жизнь — тут не может быть остановки. Зато, как учит мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Поэтому каждому из нас в жизни нужна нравственная культура, которую можно выработать только своими собственными духовными усилиями. Обо всем этом — о совести и моральном выборе, ответственности и нравственной культуре — мы будем еще подробно говорить.

    Основные понятия

  • Человек, личность.

    Термины

  • Термины: Ценности, моральный выбор, совесть.

Вопросы для самопроверки

  1. Объясните, как вы поняли содержание древнего мифа. Чему он учит?
  2. Обсудите смысл слов «стыд» и «правда». О чем идет речь?
  3. Почему стыд и правду нельзя распределять избирательно? Почему к стыду и правде должны быть причастны все люди?
  4. Как вы понимаете слово «ценность»? Почему стыд и правда — ценности особые, уникальные?
  5. Объясните смысл определения, которое дал личности немецкий философ И. Кант. Что значит: «способность быть господином самому себе», «твердые принципы», «добровольно выбранные принципы»?

Задания

  1. Изложим две позиции.
    1. Нередко можно услышать такую оценку: «У этого человека вообще нет личности, безликий он какой-то».
    2. Поэт Е. Евтушенко писал:

        Людей неинтересных в мире нет,
        Их судьбы — как история планет.
        У каждой все особое, свое,
        И нет планет, похожих на нее.

    Сопоставьте эти позиции: противоречат они друг другу или дополняют одна другую? Объясните вашу точку зрения.

  2. Есть старая знаменитая притча о строительстве собора в средневековом городе Шартре, во Франции. У строителей спросили, что они делают. Один ответил, что делает трудную работу. Другой сказал, что зарабатывает на хлеб. Третий ответил с гордостью: «Я строю Шартрский собор!»

    Выскажите ваше мнение о «пирамиде ценностей» каждого из строителей.

  3. Моральный выбор, как вы поняли, дело трудное и ответственное для каждого из нас. И никуда от него не уйти: всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий, поступков.

    Но бывает ситуация, когда человек не в силах решить, какой вариант выбрать. И тогда отказывается от выбора. Самоустраняется — пусть другие решают.

    Оцените ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, ее нравственную сторону. И вообще, есть ли в данном случае повод для разговора: ведь человек отказался от поступка? Что же оценивать? В чем тут мораль?

       

       

       

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru