Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 45. Социальные права человека

  • Живем ли мы в социальном государстве?
  • Должно ли государство обеспечивать каждого жильем?
  • Сколько стоит бесплатная медицина?
  • Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их часто объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на жилище, на медицинское обслуживание. В особой защите нуждаются права тех, кто не может в силу определенных причин (возраст, состояние здоровья, уход за малолетними детьми) полноценно и эффективно трудиться.

Социальная политика государства. Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого: полученное образование, приобретенная специальность, умение гибко реагировать на социальные изменения, овладеть в случае необходимости новой профессией и многое другое, что определяет социальный статус личности, достигается самим человеком. Но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходится действовать, а также политика государства в социальной сфере. Государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов, называется социальным.

В статье 7 нашей Конституции указывается, что Российская Федерация — социальное государство. Сегодня это еще не достигнутое состояние, а желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закрепленных в Конституции основных направлений социальной политики. К ним относятся:

  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • выплата государственных пенсий и социальных пособий соответствующим категориям населения;
  • создание системы социальной службы занятости для тех, кто по тем или иным причинам не имеет постоянной работы, с выплатой им установленных законом пособий по безработице;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимума заработной платы.

За прошедшее время по каждому из этих направлений сделано немало. Приняты законы и постановления, конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, выплачиваются пенсии, пособия, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки.

Однако положение в этой области остается напряженным. Прежде всего гарантированные государством выплаты очень скудны. Всем очевидно, что, к примеру, нынешняя пенсия по старости не может обеспечить не только достойного уровня жизни пожилым людям, но в большинстве случаев даже прожиточного минимума. А ведь многие из этих людей, трудом которых еще в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии сегодня обеспечить себе дополнительный доход. В тяжелом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды. Да и работающие на государственных предприятиях и в учреждениях также испытывают немалые трудности: заработки более чем скромные.

Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в наших экономических трудностях. Действительно, откуда государство берет средства для социальных выплат? Их основным источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может выплатить предприятие, у которого одни убытки (а такие сегодня есть), или человек, получающий маленькую зарплату? Кроме того, не секрет, что в ряде случаев предприятия, как, впрочем, и отдельные граждане, скрывают свои истинные доходы от государства, а следовательно, существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.

Таким образом, необходимыми условиями выполнения социальных задач являются оздоровление экономики, подъем производства, совершенствование налоговой системы.

Но есть и другие резервы. Улучшить ситуацию призваны реформы системы медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и других областей социальной сферы. Однако проведение таких преобразований требует всесторонней продуманности и тщательного анализа всех возможных последствий, поскольку затрагиваются интересы значительной части населения.

Рассмотрим подробнее основные социальные права и роль государства в их обеспечении.

Право на жилище. Впервые это право было узаконено еще в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В ней указывалось, что государство призвано развивать и охранять жилищный фонд, т. е. уже наличное жилье, содействовать кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, стремиться к справедливому распределению жилья, а также обязуется поддерживать невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги. Как видим, здесь государство брало на себя очень многое: от строительства нового жилья до его распределения.

Но давайте зададим себе несколько вопросов. Во-первых, могло ли государство, особенно в условиях спада экономики, сокращения средств на жилищное строительство, гарантировать каждому соответствующее современным стандартам жилище, осуществить популярный в начале 80-х гг. лозунг: каждой советской семье отдельную квартиру (или индивидуальный дом) к 2000 г.? Отрицательный ответ сегодня для нас очевиден.

И во-вторых, должно ли вообще государство ставить перед собой такие задачи? Может быть, его роль должна быть скромнее? Может быть, следует дать возможность тем гражданам, кто в состоянии сам решить свою жилищную проблему, сделать это? Конечно, при условии, что жилье, купленное (выкупленное) или построенное ими лично, становится их полной собственностью.

Утвердительно ответив на эти вопросы, мы придем к иной формулировке права на жилище. В Конституции РФ (ст. 40) читаем: «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». Там же сказано, что жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов.

В первой части этой статьи Конституции содержится новое положение: никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что никакие органы или высокие чины по своему усмотрению, чем бы они ни оправдывали свои намерения, не могут лишить человека жилья. Это возможно лишь в строго ограниченных случаях, предусмотренных законом.

Во второй части статьи регулируется участие органов государства в жилищном строительстве. Здесь употреблен глагол «поощряют». Очевидно, речь идет о тех из нас, кто взялся своими силами улучшать или строить свое жилье. Государство может помочь выдачей льготных кредитов и другими мерами.

Сегодня каждому из нас предоставлена возможность приватизироватьу т. е. превратить в свою частную собственность, квартиру, которую мы в свое время получили от государства. Оформив соответствующие документы и уплатив необходимый налог, мы становимся полноправными собственниками своего жилья, получая возможность его продать, обменять, завещать, сдать внаем и т. д. Таким образом, постепенно в нашей стране складывается рынок жилья.

Здоровье под охраной закона. Здоровье людей — одна из высших ценностей общества. Поэтому в законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В нашей Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Принимаются меры по развитию всех форм бесплатного и платного медицинского обслуживания, а также медицинского страхования.

Мы знаем, что здравоохранение в СССР было бесплатным и это рассматривалось как крупное завоевание советского строя. Однако уже довольно давно высказывались доводы в пользу лечения за деньги.

Во-первых, бесплатная помощь для больного не является бесплатной для общества: приобретая оборудование, оплачивая труд врачей, государство тратит средства, заработанные в других отраслях, что, конечно, неизбежно, ибо больше взять средства неоткуда. Но при этом качество и объем получаемых человеком медицинских услуг не зависят от его личных отчислений на нужды здравоохранения. В результате государство сочло целесообразным перейти на систему страховой медицины: регулярно выделяя соответствующие суммы на эти нужды, человек будет получать в соответствии с ними и медицинские услуги. Мало болеющий, заботящийся о своем здоровье человек может спокойно встретить старость: на его страховом счету будет уже изрядная сумма. Определенную часть этих расходов может взять на себя и предприятие, особенно заинтересованное в закреплении кадров. Такая система страховой медицины существует во многих странах. Первые шаги в этом направлении делаются и у нас.

Второй довод противников бесплатного лечения: оно малоэффективно, не дает необходимых результатов — клиники плохо оборудованы, врачи невнимательны, подчас недостаточно квалифицированы. Все это так. Но полностью свернуть систему бесплатной медицинской помощи государство не может. Учтем, что далеко не каждый наш соотечественник может оплачивать медицинские услуги.

Об этой ответственности государства перед обществом и говорит нам закон.

Упомянем еще об одном положении Конституции: сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность по закону. (Вспомните конкретные факты, которые можно соотнести с этим конституционным положением.)

Право на социальное обеспечение. В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите: это инвалиды и пожилые граждане, многодетные семьи, потерявшие кормильца. Особое право на попечение и помощь имеют материнство и младенчество. В Конституции, кроме утверждения права каждого на социальное обеспечение по возрасту или в случае утраты трудоспособности, по сути дела, указаны пути и средства, обеспечивающие реализацию этого права: выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, поощрение создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В международных документах о правах человека указывается на определенный жизненный уровень. Так, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости...»

В нашем законодательстве подобной нормы в полном объеме не существует. Очевидно, наше государство пока не может гарантировать каждому такой жизненный уровень. Но заботу о социально незащищенных слоях признает как свою важнейшую задачу. Отношения, связанные с социальным обеспечением, регулируются соответствующими отраслями права. В их нормах конкретизируются конституционные положения применительно к различным категориям населения.

Немалую помощь больным, старикам, инвалидам могут оказать различные благотворительные организации. Во многих развитых странах сложилась целая сеть таких организаций, существуют крупные благотворительные фонды. Первые шаги в этом направлении предпринимаются и у нас. Государство, заявляя о своем намерении поощрять подобную деятельность, может идти разными путями. Один из самых эффективных — уменьшить налоги с предприятий, организаций, занимающихся благотворительностью. (А какими еще средствами, на ваш взгляд, можно стимулировать эту деятельность?)

Среди групп населения, по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяются дети и подростки. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государствам даже предлагается установить тот возраст, с которого ребенок может трудиться за деньги. (Подумайте, какое значение эти ограничения имеют в нашей сегодняшней жизни. Можно и нужно ли их использовать?)

    Основные понятия

  • Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение.

    Термины

  • Приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права человека можно отнести к социальным правам?
  2. В чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей?
  3. Что означает понятие «социальное государство»?
  4. Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
  5. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
  6. В чем заключается право на жилище?
  7. Что предусматривает право на охрану здоровья?
  8. Кто имеет право на социальное обеспечение?

Задания

  1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах.
  2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции?
  3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете.
  4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг?
  5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще.

    Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru