Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 21. Социальная сфера жизни общества

  • Если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?
  • Является ли революция двигателем общественного развития?
  • Что произошло с «классово неполноценными» в советском обществе?
  • Надо ли приветствовать возрождение класса собственников в современной России?
  • Можно ли изменить собственный социальный статус?

Социальная структура и социальное неравенство. Общество, как вы уже знаете,— это не просто совокупность отдельных людей. Исходным элементом (клеточкой) социальной структуры общества выступает первичный коллектив (вспомните, что такое первичный коллектив).

К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия. На уроках истории вы уже узнали многое о зарождении этих групп, их развитии в определенные исторические эпохи в разных странах и цивилизациях. Напомним, что кастовый строй сложился в Древней Индии. Его особенность состояла в том, что человек с рождения до смерти являлся членом одной касты. При этом сами касты выстраивались в иерархическом порядке. Для касты неприкасаемых доступ к общественным благам был резко ограничен. Сословный строй сложился в средневековой Европе. Сословному делению, так же как и кастовому, присущи резкие имущественные и социальные различия между отдельными группами. Однако если касты складывались на основе религиозных правил, то сословные привилегии, права и обязанности формировались прежде всего политическим путем и закреплялись в законах. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства многие исследователи видят в экономической сфере жизни общества.

Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное (переходное) положение: оторвавшись от привычной социальной среды, он еще не полностью включился в новую группу, в его образе жизни сочетаются черты старого и нового социального положения.

Социальные группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Особенно отчетливо проявляются различия в имущественном положении. Очевидно, что, например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров. При этом богатство означает большее, чем заработная плата; богатые нередко вообще не работают, получая большие доходы за счет собственности (недвижимости, ценных бумаг и т. п.). Отдельные социальные группы имеют также разные возможности влиять на принимаемые государством политические решения.

Выдвинуто много объяснений причин социального неравенства. Существует теория, согласно которой высший класс образуют наиболее умелые и талантливые люди, выполняющие важные виды общественной деятельности. Таким образом, социальное неравенство рассматривается как естественная черта общественного развития, в ходе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Однако факты реальной жизни нередко опровергают данный тезис. Поэтому неудивительно, что эта теория подвергается критике и выдвигаются другие объяснения причин социального неравенства. Так, согласно теории конфликта, в обществе выделяется группа людей, владеющих средствами производства (фабриками, сырьем и т. д.). Благодаря экономической власти этот класс решает судьбу тех, кто на него работает. Иначе говоря, экономически господствующий класс эксплуатирует трудящийся класс, что неизбежно порождает борьбу между ними. Таким образом, согласно этим взглядам, главным элементом социальной структуры выступают общественные классы, которые отличаются друг от друга отношением к собственности на средства производства.

Вместе с тем другие исследователи считают, что для выделения социальных групп следует учитывать множество критериев. Среди них — профессия, доход, образование, образ жизни.

Определите свое отношение к представленным здесь позициям, учитывая известные вам исторические факты.

Социальные конфликты. О конфликтах, которые возникают в межличностном общении — их причинах, этапах развития конфликтной ситуации, путях выхода из нее, вы узнали из предыдущих параграфов. Здесь мы остановимся на более масштабных конфликтах, затрагивающих большие группы людей, а иногда и общество в целом.

Само слово «конфликт» происходит от латинского conflictus и означает столкновение. В обществе, как уже отмечалось, отдельные представители и целые группы занимают разное социальное положение. Это означает, что различны и их интересы. В определенных ситуациях эти интересы могут оказаться прямо противоположными. К примеру, малоимущие группы населения стоят за государственно-централизованную систему распределения основных товаров и услуг. Это дает возможность им сохранять пусть невысокий, но достойный, а главное — гарантированный уровень жизни. Другие группы населения, имеющие высокие доходы, заинтересованы в том, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику.

За долгий период своего существования человечество выработало множество способов согласования интересов. Особенно важным это оказалось для демократического общества, которое не может строиться на подавлении интересов той или иной социальной группы.

Однако бывает и так, что противоположность интересов приводит отстаивающих их людей к прямому столкновению, к открытой борьбе. В этом случае мы говорим об остром социальном конфликте. Конфликты возникают не только между различными классами, но и между представителями отдельных национальных, расовых, религиозных и даже поколенческих (конфликт «отцов и детей») групп.

Конфликты могут охватывать как отдельные области общественной жизни, так и общество в целом. Наиболее масштабным, острым и глубоким общественным конфликтом является социальная революция. Вообще слово «революция» (от лат. revolution в первоначальном смысле означало «круговорот, откатывание». Это мало вяжется с утвердившимся впоследствии пониманием революции как качественного, коренного изменения сложившихся общественных отношений. Однако именно первое значение имели в виду вожди ранних революций в Европе и Северной Америке: революционная борьба велась здесь во имя возвращения общества к естественному состоянию равенства и свободы, этому противостояли короли и аристократия, насаждающие и поддерживающие отношения господства и подчинения.

Дальнейшая история показала, что революции могут осуществляться под разными лозунгами. Но в отличие от других форм социального протеста — это всегда массовые движения. Из истории вы знаете, что революционные выступления далеко не всегда проходят мирно, часто они выливаются в насильственные действия. Как вы думаете, почему?

Роль социальных конфликтов оценивается по-разному. Весьма распространенной является точка зрения, согласно которой социальные конфликты не только неизбежны, но и полезны: разрешая их, люди находят новые пути развития, ликвидируют устаревшие организации и отношения. Немало сторонников и у другой позиции: не конфликт выступает условием развития общества, а согласие, гармония, сотрудничество. Без них общество не может сохранять устойчивость, накапливать и передавать новым поколениям материальные и духовные богатства.

А какова ваша позиция по этой проблеме?

Социальные изменения в советском обществе. Принадлежность человека к той или иной социальной группе может меняться. Начав, к примеру, свою трудовую деятельность рабочим на промышленном предприятии, человек в дальнейшем, получив образование и соответствующую подготовку, переходит в другую социальную группу.

Возможности таких переходов в отдельные периоды в различных обществах существенно отличаются. Например, в условиях жесткой сословной и кастовой иерархии подобные перемещения были весьма затруднительны. В современных же индустриальных странах люди меняют, и не раз, в течение жизни характер деятельности, семейный уклад, формы и размер получаемого дохода.

Однако перемещаться может не только отдельный человек в рамках социальной структуры. Возможны изменения в положении целых социальных групп. Особенно интенсивно это происходит в периоды революций, глубоких реформ.

Обратимся к истории нашей страны. После Октябрьской революции изменились многие стороны жизни нашего общества. Иным стал и социальный состав населения. Исчезли целые социальные группы, такие, как земельные собственники, предприниматели. Вместе с тем выросла численность рабочего класса, служащих. Дело, однако, не только в количественных сдвигах. За сухой статистикой стоят конкретные человеческие судьбы. Для кого-то происходящие перемены открыли новые возможности: приобщиться к городской жизни, получить образование, овладеть специальностью. Миллионы вчерашних крестьян влились в ряды рабочего класса. Однако изменение жизненного уклада для многих оказалось очень сложным. Большая часть молодого пролетарского пополнения, не порвав до конца с традициями сельской жизни, образовала многочисленный промежуточный социальный слой. Нетерпеливый, ожидающий быстрого наступления светлого будущего, этот слой легко откликался на самые смелые лозунги и призывы.

Ну а как же после революции сложились судьбы тех слоев населения, против которых равнодушная статистика поставила прочерк как несуществующих (добавим к крупным земельным собственникам и предпринимателям часть среднего крестьянства и часть духовенства)? Некоторые из них, наиболее состоятельные, эмигрировали, многие сложили головы на фронтах Гражданской войны. Миллионы крестьян попали под пресс раскулачивания. А те, кто выжил, растворились в других социальных группах, тщательно скрывали свое социальное происхождение, всю жизнь терзаясь своей «классовой неполноценностью».

Образовался значительный слой советской бюрократии, фактически присвоившей себе право распоряжаться собственностью и властью.

Современный этап социального развития. Переход к многообразным формам собственности, создание частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов ведет к появлению новых социальных групп: фермеров, предпринимателей и др. Сегодня большая часть населения занята в государственном секторе экономики.

Отношение к этим процессам в обществе различно. Одни приветствуют эти изменения, считая, что, только возрождая разнообразные виды хозяйствования, реально превращая человека в собственника средств производства и плодов своего труда, мы сможем поднять экономику. Кроме того, в этих условиях людям легче проявить себя, реализовать свои возможности.

Однако немало и скептиков. Они утверждают, что происходит возврат к эксплуататорскому прошлому, что полноправными собственниками станут единицы, а основная масса превратится в бесправных наемных работников, миллионы составят армию безработных. Уже сейчас формируется класс людей, получающих огромные прибыли за счет паразитирования на посреднических операциях в сфере финансов и торговли. Причем эти доходы не вкладываются в производство, а оседают за рубежом в банках, акциях и недвижимости.

Меняется положение и традиционных групп населения. Происходит значительное расслоение среди рабочего класса. Часть его, связанная с современным наукоемким производством, т. е. использующим передовые научные достижения, может успешно конкурировать в условиях рыночной экономики. Многие, однако, трудятся на устаревшем оборудовании на предприятиях вчерашнего дня и заинтересованы в получении хотя и низкого, но стабильного дохода, защищенного от любых рыночных колебаний.

Для сельского жителя все большее значение приобретает приусадебный участок, который превращается фактически в частнособственническое владение и дает существенную часть всего товарного сельскохозяйственного продукта.

Очень сложные процессы происходят в среде довольно многочисленного у нас слоя интеллигенции. Многие высококвалифицированные специалисты, занимавшие ранее довольно высокое социальное положение, существенно понизили свой статус. Престиж ряда профессий, связанных с интеллектуальным трудом, упал. Дальнейшее развитие этих процессов может обернуться для общества большими потерями.

Социальная неустойчивость нашего общества обусловлена и большой миграцией населения.

Таким образом, в социальной сфере возникло немало острых противоречий, разрешение которых требует продуманной социальной политики.

Положение человека в обществе. Социальный статус. Определенное положение в обществе занимает не только социальная группа, но и каждый человек. Положение человека в обществе образует его социальный статус. Вот пример статусной характеристики. Подросток К. 15 лет, ученик средней школы, сын, брат и внук в своей большой семье, староста класса, капитан школьной футбольной команды. Здесь перечислены многие, но далеко не все позиции, которые определяют статус личности. Значение имеют национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека во многом зависит от уровня образования, профессии, квалификации, занимаемой должности.

Таким образом, социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную для данного человека. К примеру, для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки: возможность ухода за внуками и их воспитания; для мужчины средних лет — все, что связано с профессиональной деятельностью или бизнесом: место работы, занимаемая должность, размер дохода и т. п.

Рассмотрим более подробно показатели статуса. Очевидно, что пол, возраст, социальное происхождение не зависят непосредственно от человека. Эти позиции, получаемые человеком от рождения, образуют предписанный статус. То, что человек приобретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и т. п.,— называют достигаемым статусом. Очевидно, что, чем больше возможностей создает общество для изменения статуса, чем выше роль достигаемых позиций, тем демократичнее общественное устройство.

Социальная роль. Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Обратимся к примерам. Статус ученика школы предполагает право приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е. получить достоверные знания из разных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками. Вместе с тем овладение этим опытом является и обязанностью ученика, так как общество заинтересовано в соответствующей подготовке подрастающих поколений. Положение учащегося требует от человека соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять поставленные учителем задания на уроках и дома. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, включает активное общение с одноклассниками, уважительное отношение к педагогам. Было время, когда все ученики средней школы — от первоклассника до выпускника — должны были носить определенную форменную одежду. Это служило своего рода внешним проявлением социального статуса школьника.

Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача состоит в том, чтобы наладить дело, обеспечить слаженную работу всего коллектива. Кроме того, подчиненные рассчитывают, что он будет справедлив, сможет учитывать индивидуальные особенности и жизненные обстоятельства каждого, будет проявлять заботу об условиях труда и достойном вознаграждении работников. Вышестоящее начальство ожидает четкого выполнения этим руководителем инструкций, правил и всех распоряжений сверху и при этом умения самостоятельно, оперативно и ответственно решать все возникающие проблемы.

Что же произойдет, если ожидания не оправдаются, если данный человек отойдет от предписанного его социальной ролью поведения? Реакция окружающих будет зависеть от характера возникшего несоответствия. Если, к примеру, некто, отмеченный правительственной наградой, придет неуместно одетым на ее торжественное вручение, его ждет, как правило, лишь моральное осуждение. Иными будут последствия в том случае, когда член какой-либо политической партии допустит публичную критику ее руководства. Возможно, этот человек будет исключен из организации. Если работник добровольно взял на себя функции заболевшего коллеги, начальство, вероятно, поощрит его за проявленную инициативу.

Следовательно, можно заключить, что общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживают поведение, обусловленное социальным статусом личности.

Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Допустим, Игорь К. знает, что, как ученик, он должен регулярно посещать школьные занятия. Одновременно, входя в небольшую группу друзей-одноклассников, положением в которой мальчик очень дорожит, он стремится соответствовать ожидаемому здесь от него поведению. По инициативе лидера этой группы друзья в один из дней решают прогулять уроки, отправившись в загородную поездку. Каким может быть поведение Игоря в условиях данного ролевого конфликта? Рассмотрите варианты. Какую линию поведения избрали бы вы в данном ролевом конфликте и почему?

    Основные понятия

  • Социальное неравенство, социальные статус и роль, социальный конфликт.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем выражается социальное неравенство?
  2. Каковы различные точки зрения на причины его появления?
  3. Почему возникают социальные конфликты?
  4. Как соотносятся в обществе согласие и конфликт?
  5. Чем характеризуется социальная структура современного российского общества?
  6. Что определяет статус человека в обществе?
  7. Чем различаются предписанный и достигаемый статус?
  8. Что входит в понятие «социальная роль»?
  9. Как реагирует общество на расхождение между ожидаемым и реальным поведением личности?
  10. В чем причины ролевых конфликтов?

Задания

  1. Известно, что вторая половина XX в.— это эпоха научно-технической революции. Опыт экономически развитых стран показывает, что под влиянием научно-технической революции происходит сокращение численности рабочего класса и крестьянства. Объясните причины этого явления. Выскажите ваши предположения, будут ли подобные процессы развиваться и в нашей стране.
  2. Каждый человек от рождения занимает какую-то ячейку в социальной структуре общества. Подумайте, мог ли он ее изменить в условиях древневосточных деспотических государств, средневековых государств Европы, современных индустриальных стран. Что для этого необходимо?
  3. Некоторые социологи выделяют следующие социальные группы в современном западном обществе: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Назовите признаки, положенные в основу выделения этих групп.

  4. Объясните, как вы понимаете следующее суждение: «Экономический класс, не создавший собственной интеллигенции, обречен на поражение даже в случае захвата политической власти. Без интеллигенции возможна только диктатура, но не гегемония класса».

    Согласны ли вы с этим выводом? Свою позицию обоснуйте.

  5. Некоторые исследователи считают, что сегодня в нашем обществе формируется новый, «высший» класс, в который входят и директора крупных государственных предприятий. Вся госсобственность находится в их полном распоряжении. Нет министерского кнута, обязательных плановых показателей. И при этом никакого коммерческого риска — все убытки от неэффективного хозяйствования покроет государство: предоставит льготные кредиты, спишет долги. В экономически развитых зарубежных странах владельцев крупных фирм и корпораций также относят к элите общества.

    Объясните, в чем, на ваш взгляд, состоят главные отличия в положении западных бизнесменов и наших «командиров производства».

  6. Современный немецкий социолог пишет: «Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу, без них свобода невозможна».

    Разделяете ли вы такую оценку роли конфликта в обществе? Поясните свою позицию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru