Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 18. От хозяйства робинзона к экономике

  • На каких «трех китах» стоит экономика?
  • Есть ли у богатства отец и мать?
  • Что общего у техники и технологии?
  • Какова роль НТР в развитии производства?

Как рождается экономика? Познакомившись с тем, что представляет собой общество, перейдем к рассмотрению отдельных сфер его жизни.

Начнем с рассказа об экономике. Почему именно с нее? На этот вопрос вам предстоит ответить самим после того, как вы изучите всю тему до конца.

Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. Словом «экономика» сегодня называют и хозяйство страны, и определенные отношения, связанные прежде всего с хозяйством данного общества, и науку о законах развития хозяйства.

Стремление человека разгадать тайны экономики связано не просто с его извечной тягой к знаниям, а с вполне практическими потребностями: знать, чтобы воздействовать на экономику в нужном человеку направлении.

В первой главе нашего курса уже шла речь о роли труда в жизни отдельного человека и целого общества. Трудом создается все необходимое для жизни людей. Производство благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло длительный исторический путь развития: от добычи пищи с помощью элементарных орудий первобытного человека до утверждения современных сложных технологий.

То, что совсем недавно казалось фантастикой, игрой воображения, сегодня начинает прочно входить в повседневную жизнь. Как по мановению руки волшебника, выполняющего желания, многие производственные процессы происходят без видимого вмешательства человека. Быстродействующая информационно-вычислительная и управляющая техника многократно расширяет возможности человека. И все же любое производство характеризуется некоторыми общими чертами. Оно всегда в конечном счете представляет собой процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей людей. Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит как бы на «трех китах». Эти «три кита» — рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Вновь возвратимся к Робинзону Крузо, который создал на своем необитаемом острове настоящее натуральное хозяйство. (Вспомните, какое хозяйство называется натуральным. Кстати, как вы думаете, почему такое хозяйство называется синонимом слова «природное»?) В основе хозяйства Робинзона лежал бесконечный, но в то же время и спасительный труд. Герой Д. Дефо сначала ловил черепах, лангустов, рыбу. Затем больше охотился на коз с оружием и без него. Наконец, он начал приручать козлят, выращивать овощи. При этом пригодилась его природная сила, сметка, наблюдательность.

Труд человека по-разному рассматривался в разные исторические эпохи. В одном из сюжетов древнейшей книги человечества — Библии говорится, что именно на труд были осуждены первые люди за свои грехи. Труд, следовательно, рассматривался как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд считался чем-то низменным, недостойным свободного человека, исключение составлял труд земледельца.

В Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Только с переходом к капитализму стали ценить не столько знатность происхождения, «породу», сколько богатство, созданное трудом. Именно в это время один из ученых-экономистов — англичанин У. Петги (1623—1687) писал: «Труд есть отец богатства». Как бы вы объяснили смысл этого выражения, ставшего крылатым? Если труд признается «отцом», то что может быть названо «матерью» богатства?

Почему, несмотря на то что Робинзон был вынужден трудиться не покладая рук (не только в переносном, но и в прямом значении), он делал это охотно? Конечно, благодаря труду его хозяйство постепенно укреплялось, развивалось; сам Робинзон обеспечивал себя необходимыми удобствами, удовлетворял самые различные свои потребности. При этом, находясь далеко от других людей, вдали от общества, хозяин необитаемого острова пользовался опытом, знаниями, накопленными человечеством. Для каждого из своих занятий Робинзон использовал орудия труда. Из обруча бочки матрос сделал нож, из гвоздей — шило и иголки. При этом он как бы повторял путь, пройденный до него человечеством.

Для того чтобы человек мог полностью реализовать свою способность к труду, проявиться как рабочая сила, необходимо, чтобы труд его был свободным, радостным, соответствовал его способностям, приносил пользу ему и другим людям.

Труд непосредственно связан с природой. Попробуйте мысленно отделить природу от труда Робинзона. Что из этого получится? Все то, на что направлен труд человека, называется в экономической науке предметами труда. Первоначально предметы труда брались человеком непосредственно из природы (дерево, камень). Затем, с развитием знаний, возможностей, связанных с техникой, человек научился создавать такие предметы труда, которых в природе не существовало. Появились предметы труда с заранее заданными свойствами (примером могут служить пластмассы, синтетические волокна и т. п.). Но в конечном счете и эти «неприродные» предметы труда связаны с природой, хотя эта связь может быть и непрямой, и нелинейной. Вот почему сейчас, как и в прошлом, сохраняют свою силу слова У. Петти, что труд — отец богатства, земля же — его мать.

Техника и технология. Между природой и человеком (его рабочей силой) в процессе производства находится «третий кит» — средства труда, т. е. орудия труда. Они как бы выступают продолжением естественных органов человека, цепкости и меткости его руки, зоркости глаза, остроты слуха и т. п. Прежде всего человек добивается успеха в процессе производства благодаря орудиям труда. Вспомните, какие орудия труда возникли у людей раньше всего. Что вы можете рассказать об их устройстве и использовании?

Для характеристики всего многообразия орудий труда, созданных людьми данного общества, используется слово «техника» — в переводе с греческого — мастерство. (И сейчас слово «техника» используется в значении «мастерство», когда, например, говорят о спортивных успехах, таланте хирурга, виртуозности музыканта.) Техника в значении «орудия труда» прошла в своем развитии три основные ступени. На первой из них создавались многообразные орудия ручного труда, лишь дополнявшие руку человека. Эта ступень охватывает историю человечества с древнейших времен до 60—80-х гг. XVIII в., когда на смену ей постепенно пришла машинная техника. Машина не только дополняет, но и заменяет руку человека (это делали первоначально так называемые рабочие машины, например механическая прялка или механический ткацкий станок), а также мускульную силу человека или животного в двигателе. Теперь человек как бы дополняет машину. Кстати, слово «машина» происходит от латинского machina — сооружение.

XX век знаменовался переходом к автоматической технике. При внедрении автоматической техники человек как бы освобождается от непосредственного участия в конкретных производственных операциях и лишь руководит ими. Однако это не значит, что человек при этом не трудится, изменяется лишь содержание и характер его труда, который перестает быть тяжелым, физически утомительным.

Характеризуя производство, один из ученых-экономистов использовал такой образ: машины, занятые в производстве, составляют своеобразную костную и мускульную основу. Роль «сосудов», соединяющих производство и наполняющих его жизнью, играют необходимые трубы, цистерны, емкости, линии передачи энергии, транспортные коммуникации. А управляющее устройство образует своего рода «нервную систему» целостного производственного организма. Вспомните из курса биологии, какую роль в жизни организма играет нервная система, костно-мышечная, сосудистая. Как вы понимаете приведенный выше образ применительно к производственному организму?

Производство, даже самое простое, подобное тому, которое было на острове Робинзона, нельзя представить себе без могущественного «ноу-хау». Что это такое? Сначала немного истории...

Четыре столетия назад в Европе дороже золота ценились фарфоровые изделия из Китая. Тайну изготовления тонких, ослепительно белых чашек, больших ваз, блюд, украшенных изображениями сказочных драконов, пытались узнать путешественники и монахи, алхимики и короли. Фарфор можно было сколько угодно трогать, даже разбить на мельчайшие кусочки, но понять, как изготовить, не удавалось очень долго. Тайну фарфора все же раскрыли. А вот секрет изготовления легендарной булатной стали, из которой арабские кузнецы ковали оружие, последний мастер, владевший им, унес с собой в могилу. Погибла, затем вновь была раскрыта и тайна изготовления венецианского рубинового стекла. Да мало ли их — секретов производства прежних веков!

Со временем секреты технологии получили официальное название «ноу-хау» — от английского «знаю как». В наши дни эти секреты ценятся особо, нередко дороже, чем конструкция или принцип действия какой-либо машины. И не случайно. Так, например, заметные успехи в производстве некоторых стран Юго-Восточной Азии в первую очередь связаны именно с технологией. Тот, кто владеет секретом современной технологии, может сделать все, что умеют делать в других странах.

Будущее производство видится сегодня не только как высокоавтоматизированное, но и высокотехнологичное, с использованием технологий безотходных, экологичных (не оказывающих вредного влияния на живую среду), экономных.

Были ли у Робинзона Крузо свои секреты «ноу-хау»? Может быть, вы можете назвать, какие именно?

Итак, возникшее на необитаемом острове, затерянном в океане, хозяйство Робинзона включало в себя «три кита» (назовите их) и секреты. Но было ли это хозяйство экономикой, даже в пору своего расцвета, в полном смысле слова «экономика»? Над этим стоит подумать после того, как вы познакомитесь со следующим параграфом.

НТР и ее социальные последствия. Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется. Можно смело говорить об историческом прогрессе техники. Иногда этот процесс шел мучительно долго, иногда изменения происходили буквально на глазах одного поколения. Вспомним из различных периодов истории примеры технического прогресса: скачок в развитии техники в эпоху неолита — появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне), переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота, затем появление управляющих машин. Все эти примеры — свидетельство не просто развития техники, но и заметного влияния ее на разные стороны жизни общества. Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другим тружениками и потребителями произведенного продукта.

Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки. Такое взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства принято называть научно-техническим прогрессом (НТП).

Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний. Настоящий переворот в научной картине мира, связанный с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин, характеризует единый процесс научно-технического развития — научно-техническую революцию (НТР).

Современную научно-техническую революцию можно оценить не только с точки зрения прогресса техники. Технические достижения сомнений не вызывают. Никогда еще человек не был столь могучим, как сегодня, благодаря технике и технологии. Но никогда еще так остро не стоял перед человеком вопрос о цене достижений НТР. Достаточно вспомнить об экологических проблемах, но ими не исчерпываются последствия НТР для человека и общества. На одну чашу весов следует положить позитивные сдвиги в обществе — возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.

Но есть у весов научно-технического прогресса и другая чаша, на которой помещаются его негативные последствия. Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе — от них страдают и люди. Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становится все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых — стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.

И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР. Он как бы повторяет судьбу Робинзона, устроившего на необитаемом острове хозяйство, мало чем отличавшееся от того, которое он мог бы вести в Англии. Всюду, где живут люди, они своим трудом стремятся создать максимум удобств для жизни.

    Основные понятия

  • Экономика, техника, технология, научно-техническая революция.

    Термины

  • Рабочая сила человека, предметы труда и средства труда, технология, «ноу-хау», научно-техниче-ский прогресс.

Вопросы для самопроверки

  1. Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните.
  2. Что составляет «три кита» экономики?
  3. Какими представляются вам технологии будущего?
  4. В чем суть НТП и НТР? Как они связаны между собой?
  5. Каковы социальные последствия НТР?

Задания

  1. Подберите пословицы и поговорки о труде. Как в них отразилось отношение людей к труду? Проведите аукцион пословиц (выигрывает тот, кто называет свою пословицу последним).
  2. Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое технология, зная, что это слово происходит от греческих слов, в переводе означающих мастерство и знание.
  3. Подберите материал из газет или журналов о новых технологиях, характерных для современного этапа развития НТП.
  4. Нередко в сказках повествуется о диковинных технических изобретениях: ковре-самолете, печи, на которой можно добраться прямо до царского дворца, и т. д. Подумайте, какие реальные предметы из сказки пришли в нашу жизнь.
  5. Предложите свой фантастический проект совершенного технического устройства. Объясните его преимущества и область использования.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru