|
|
Учебник для 8-9 классов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 15. «Самое утреннее из чувств»
Загадка любви. Любовь, наверное, самое загадочное из человеческих чувств. Почему вдруг начинаешь ощущать тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть, должен видеть, не можешь не видеть?
Почему любовь пропитывает собой все другие чувства? Почему она рождает в людях странные внутренние весы: на них один человек перевешивает всех остальных людей, одно существо — все человечество? Если бы задаться целью прочитать все, что написано о любви, человеку не хватило бы и всей жизни. Тема любви неисчерпаема — так богато и разнообразно по содержанию чувство любви, так неповторимо оно по форме проявления, так удивительно его развитие. Любовь к Родине. Любовь к матери. Отцовская любовь. Любовь к музыке. Любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине. Любовь к своему делу. Любовь к жизни... Неисчерпаема многозначность и многогранность этого понятия. Но оно почти всегда означает чувство самоотверженности, привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Любовь — источник и могучий преобразователь жизни на Земле, она облагораживает и активизирует человека, оказывает благоприятное влияние не только на личную жизнь человека, но и на его всестороннее развитие. Однако не менее важно, что развитость чувства любви в сильной степени зависит от уровня развития самого человека. В связи с этим согласимся, что любовь, зарождающаяся в ранней юности, имеет своеобразные черты. Каковы они? Бывает, что любовь пройдет сама,
Так писал в Средние века азербайджанский поэт Низами. У М. Ю. Лермонтова мы читаем: Язык любви, язык чудесный,
А вот как видел ее И. В. Гёте: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное». «Любви все возрасты покорны». Если обратиться к мнению взрослых, то здесь можно встретить разные точки зрения на юношескую любовь: «Высшее проявление чувства», «Только она и есть настоящая любовь», «Такой любви нет», «Школьникам еще рано любить». А как думаете вы? Прочитав фрагмент, попытайтесь вдуматься в аргументы автора по поводу следующей точки зрения: «Первую юношескую любовь нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература; ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать, поскольку трудно допустить, чтобы высшая форма любви могла проявиться у человека, лишь находящегося в стадии становления, когда человек еще не стал зрелым, что не может не отразиться на его любви». Аргументы: Первый. Вопросы любви волнуют юных задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг, песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже знают, что любовь — это ценность, что люди ждут ее и стремятся к ней. Неудивительно, что первой любви обычно предшествует само желание любить, испытывать это непонятное, романтическое чувство. Второй. У юношества сильно стремление к самоутверждению в этой новой, необычной сфере чувств, к выявлению своей способности любить и быть любимым. Поэтому юношеская любовь нередко есть преддверие любви, а не сама любовь. Третий. В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами. Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее, чаще всего она вырастает из дружбы. Юношеская любовь выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и в желании говорить друг с другом, сознавать душевную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится показаться смешной. Четвертый. На юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не связываются с семьей, поэтому она оказывается похожей на интересную игру. К сказанному следует добавить, что, принося разные переживания, первая любовь может неожиданно исчезнуть, возможно, потому, что любили-то не столько реального, сколько воображаемого человека. Возможно, что вслед за этим возникнет другой образ — идеал на месте прежнего. А затем может наступить и разочарование, когда кажется, что разрушилась вся вера в любовь, что любви вообще нет. Однако чувство безысходности, к счастью, проходит, оставляя бесценный для юного человека эмоциональный опыт. Счастье любить. Французский писатель Ф. Ларошфуко говорил: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». В юности особенно хочется знать, как отличить настоящее чувство от подделки. Чаще всего любовь путают с симпатией, с влюбленностью. О симпатии вы уже знаете, об этом речь шла выше. А влюбленность... Это мимолетное, быстротечное чувство. В нем преобладает эгоистическое начало. «Там, где любовь выражается только в мимолетном очаровании внешними чертами, где человек ищет наслаждение только в красоте лица, фигуры,— писал известный педагог В. А. Сухомлинский,— неизбежны разочарование, «несходство характера». Это и есть влюбленность — чувство, направленное на себя, на удовлетворение своих желаний. Важнейшее отличие настоящей любви от этого чувства в том, что любящий человек относится к любимому как к себе, стремится исполнить в первую очередь не свое желание, а его. Истинная любовь — благороднейшее, самоотверженное чувство, чаще всего проверенное искренней дружбой, временем, жизненными трудностями. Пробуждение у человека чувства любви — большое событие в его жизни. У него складывается новая система взаимоотношений, возникает новый долг перед любимым, перед собой, перед близкими, перед другими людьми. Теперь о нем будут судить не только по тому, как он трудится, относится к товарищам и друзьям, другим людям, но и по тому, как он любит. Истинная любовь — большая ответственность. Часто можно слышать: «Сердцу не прикажешь». И в значительной мере это так. Как быть? Не всегда хватает сил искать, и не всем дано найти свою единственную любовь. Но даже при этом нельзя забывать, что в любви не должно быть места эгоизму, собственные переживания и эмоции не должны ослеплять человека, делать его рабом сиюминутной страсти. Это удивительная мудрость настоящего, глубокого человеческого чувства: оно может быть горьким, причиняющим боль, но благородным, светлым. Об этом писал советский поэт Б. Заходер: Не бывает любви несчастной,
К этому следует добавить слова писателя М. М. Пришвина: «Любовь — неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем». Всего о любви рассказать не может никто. Но все-таки о ней говорят, пишут, поют постоянно — целомудренно, вдохновенно, прекрасно: Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Твоя любовь, мой друг, дороже клада,
Трепетное, пылкое, нежное и горькое признание в любви слышится в «Лунной сонате» немецкого композитора Л. Бетховена.
А скольких художников прекрасное чувство любви вдохновило на создание известных шедевров живописи! Как по-разному любят герои и героини классических произведений литературы и искусства! Верности любви, долгу перед любовью и любимыми учат они. Любимый человек входит в жизнь. Любимый становится главным человеком среди людей, он наполняет мир, преображает его. Любовь — величайшее счастье, доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного в отношении двух людей. Сколько бы о ней ни было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема — любовь! * * * К этому уроку не будет специальных заданий и вопросов. Вернее, вопросов может быть очень много. Предлагаем вам высказывания великих людей о любви. Выберите те, которые вам ближе, подумайте, что определило ваш выбор. Говорят мудрые«Только влюбленный имеет право на звание человека».
«Любить —это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
«Не любит тот, кто про любовь всем трубит».
|
|
|