|
|
Учебник для 8-9 классов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 13. Малая группа
Итак, вы узнали о роли общения в жизни людей. Пожалуй, следует согласиться с писателем А. де Сент-Экзюпери, который характеризовал общение как «единственную роскошь, которая есть у человека». Вероятно, человек может общаться с неодушевленными предметами или с живой природой, но они бессловесны, поэтому в полной мере общение возможно с другим человеком, в группе людей, в обществе.
Не случайно слова «общение» и «общество» близки по звучанию. Об обществе речь впереди, а сегодня поговорим о малой группе. Обратимся к диалогу вашего сверстника со своим старшим другом. — Мне приходилось слышать о так называемых малых группах. Хотелось бы поподробнее узнать, что это такое, какие бывают малые группы, как они влияют на положение человека среди других людей. — Ну что ж, давай попробуем разобраться. Прежде всего условимся, что именно в группах происходит общение человека с другим человеком. Группами называются семья, школьный класс, дружеская компания. Можно считать группой рабочих, крестьян, интеллигенцию; группами является молодежь и ветераны, городские и сельские жители. Группа — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. — Значит, малая группа — это образование, сформированное по признаку количества людей, входящих в нее? А сколько их может быть в малой группе? — Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Конечно, по самому названию малые группы не могут быть значительными по числу членов. А вот с какого числа людей возникает малая группа, стоит подумать. — Что тут думать, очень просто... Малая группа начинается с двух человек. Один — это не группа, а вот я и мой приятель — группа. И, конечно, малая. — Да, такая точка зрения есть. Но это мнение, кажется единственно разумное с точки зрения здравого смысла, вызывает несогласие ученых. — О чем тут спорить? — Давай рассуждать дальше. Для чего возникают группы людей? Ведь не любое же множество людей — это группа для общения. Вот ты едешь в автобусе, наполненном пассажирами, общаешься со своими соседями, ты с ними каким-то образом взаимодействуешь. Но можно проехать всю дорогу и не вступать в контакт. Можно ли считать любых пассажиров автобуса группой? — Понятно, признаком, отличающим группу, наверное, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. — По признаку совместной деятельности среди малых групп наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей в обществе, выделяет производственные, учебные, спортивные, семейные и др. Единство цели при этом объединяет людей в малой группе, а происходит это благодаря их межличностному взаимодействию. — Значит, раз группа образуется для достижения какой-то цели, для нее важно, какое количество людей войдет в нее, чтобы достижение этой цели было успешным. — Все правильно. Именно с этой точки зрения подходят и к вопросу о минимальной численности малой группы те, кто считает, что в ней должно быть не меньше трех человек. Если в парной группе возникает конфликт, он приводит к распаду группы. А если появляется третий, совсем не лишний («наблюдатель»), то он помогает избежать тупика в конфликтной ситуации. Значит, при наличии третьего члена малой группы деятельность ее может быть успешной. — Но не всегда же в группе возникают конфликты. Я все-таки думаю, что и два человека могут составлять малую группу. — Хорошо, не будем спорить, тем более что в науке этот спор пока не решен. Только надо иметь в виду, что не всегда то, что очевидно с точки зрения здравого смысла, так уж бесспорно. — Очевидное-невероятное, да? — Примерно так. — Наверное, и максимальное количество членов малой группы может быть разным? — Да. Одно время, да и сейчас тоже, некоторыми учеными признавалось, что поскольку в памяти человека одновременно может удерживаться 7±2 объекта, то это и есть оптимальное число членов малой группы. — Мне это кажется убедительным и даже остроумным. Ведь в общении в малой группе как раз важно удерживать в памяти одновременно всех членов группы. Например, у нас в классе на уроках иностранного языка, когда класс делится на подгруппы, лучше усваивается предмет, потому что все ученики — в поле зрения учителя. — А ты не торопиться с выводами? А как быть с такой деятельностью, как спортивная игра? Футбол, например? — Но ведь и в футбольной команде могут быть разные малые группы. Команда может распадаться на них. Или в школьном классе всегда возникают более мелкие группы. — Тут уже речь идет о другом признаке малой группы: они могут быть, в зависимости от длительности существования, постоянными и временными. — Так как же с максимальным числом членов малой группы? — Я думаю, что не стоит абсолютизировать число 7 ± 2; число членов малой группы может быть различным в зависимости от цели, которой подчинена группа. — А по каким еще признакам делятся малые группы? — По характеру отношений между членами группы они бывают формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). — Сейчас много говорят и пишут о неформалах. Это как-то связано с малыми группами? — Связано, но скорее не с малыми группами, а со стилем отношений в них. Неформальными могут быть довольно многочисленные по количеству сообщества. Но в них обычно отсутствует упорядоченная и зафиксированная юридически (законом, инструкцией) структура власти, то, что называется системой отношений «по вертикали». Эти отношения складываются как бы сами собой. Хотя это не совсем так. Подробнее о неформальных организациях речь впереди. Давай вернемся к теме нашего разговора. — Меня интересует вопрос о том, каково положение человека в малой группе. — Да, вопрос, конечно, интересный... А если серьезно, то он зависит от многих условий. Из них, может быть, самыми важными являются роль и позиции человека в группе, а также групповые интересы, нормы и ценности. Впрочем, давай разберемся по порядку. С чего начнем: с человека или с группы? — С человека. — Положение человека в малой группе называется словом «статус» (от лат. status — положение, состояние). Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение. Поясню на примере. В малой группе — семье — отец может быть главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется) признаются всеми другими членами семьи. А в спортивной команде или в кружке самодеятельности он рядовой член, признающий авторитет тренера или руководителя кружка. — Вы говорили о роли человека в группе. Что это такое? — Это очень интересное понятие. Человек всегда играет какую-либо роль. Это как бы способ поведения, определяемый статусом человека. Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. Пока ты учишься в школе, одна из твоих ролей — ученик. В группе же человек играет различные роли. Эти роли определяются характером деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера. — Кто такой лидер? Это староста класса, да? — Не всегда. Лидер в группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться. — Понятно. А как на положение человека влияет сама группа? — Прежде всего через групповые нормы, ценности и санкции (запретительные или поощрительные). В каждой группе складываются определенные правила, групповые нормы, принимаемые всеми членами. Только на этой основе их совместная деятельность будет возможна и успешна. — Эти нормы обязательно принимаются и признаются всеми членами группы? — Как правило, да, иначе, кто их не принимает, как бы выпадает из группы. — А если члена группы не устраивают те или иные правила или, как вы говорите, «групповые нормы»? — В этом случае группа может применять, использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы. Причем иногда с членом группы просто перестают общаться. — Но ведь может быть так, что прав бывает один человек, а группа неправа, всегда ли он должен принимать правила, которые вызывают его несогласие? — Здесь мы подходим к проблеме группового эгоизма и конформизма. — Групповой эгоизм — это что? Ведь слово «эгоизм» происходит от латинского ego — «я» и означает «предпочтение при выборе линии поведения интересов отдельного человека». Как это может быть эгоизм групповым? — О групповом эгоизме говорят тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных членов в ущерб интересам всего общества. Например, групповой эгоизм проявляют рабочие, которые ради получения премии сдают дом раньше установленного срока с недоделками, или ученики, не выучившие урок и под каким-либо предлогом срывающие занятие, чтобы учитель не догадался об истинной причине их поведения, и т. п. — А что такое конформизм? — Слово происходит от понятия «конформность», т. е. изменение людьми своего поведения в соответствии с поведением и требованиями других людей. В обыденном языке слово «конформизм» имеет значение «приспособленчество». Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первое — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Часто вы говорите: «Все так делают, и я так поступаю». Второе — конформность, или конформизм,— осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. — Я знаю пример такого конформизма. В сказке X. К. Андерсена «Новый наряд короля» вся толпа, видя, что король голый, и боясь признаться в своей глупости, хвалит наряд короля. И только маленький мальчик отказывается видеть то, чего нет,— он не конформист. — Очень интересный пример, я думаю, ты прав. Ну и бывает еще такой способ реагирования на требование группы, как сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов. Это называется коллективизмом и весьма ценится во взаимоотношениях в группе. Такой способ поведения связан с понятием «коллектив», и об этом следует поговорить отдельно. Ведь далеко не всякая группа является коллективом.
Основные понятия
Термины Вопросы для самопроверки
Задания
|
|
|