Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 13. Малая группа

  • Как сосчитать членов малой группы?
  • Как групповой эгоизм влияет на устойчивость малой группы?
  • За что могут быть наложены групповые санкции?

Итак, вы узнали о роли общения в жизни людей. Пожалуй, следует согласиться с писателем А. де Сент-Экзюпери, который характеризовал общение как «единственную роскошь, которая есть у человека». Вероятно, человек может общаться с неодушевленными предметами или с живой природой, но они бессловесны, поэтому в полной мере общение возможно с другим человеком, в группе людей, в обществе.

Не случайно слова «общение» и «общество» близки по звучанию. Об обществе речь впереди, а сегодня поговорим о малой группе.

Обратимся к диалогу вашего сверстника со своим старшим другом.

— Мне приходилось слышать о так называемых малых группах. Хотелось бы поподробнее узнать, что это такое, какие бывают малые группы, как они влияют на положение человека среди других людей.

— Ну что ж, давай попробуем разобраться. Прежде всего условимся, что именно в группах происходит общение человека с другим человеком. Группами называются семья, школьный класс, дружеская компания. Можно считать группой рабочих, крестьян, интеллигенцию; группами является молодежь и ветераны, городские и сельские жители. Группа — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам.

— Значит, малая группа — это образование, сформированное по признаку количества людей, входящих в нее? А сколько их может быть в малой группе?

— Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Конечно, по самому названию малые группы не могут быть значительными по числу членов. А вот с какого числа людей возникает малая группа, стоит подумать.

— Что тут думать, очень просто... Малая группа начинается с двух человек. Один — это не группа, а вот я и мой приятель — группа. И, конечно, малая.

— Да, такая точка зрения есть. Но это мнение, кажется единственно разумное с точки зрения здравого смысла, вызывает несогласие ученых.

— О чем тут спорить?

— Давай рассуждать дальше. Для чего возникают группы людей? Ведь не любое же множество людей — это группа для общения. Вот ты едешь в автобусе, наполненном пассажирами, общаешься со своими соседями, ты с ними каким-то образом взаимодействуешь. Но можно проехать всю дорогу и не вступать в контакт. Можно ли считать любых пассажиров автобуса группой?

— Понятно, признаком, отличающим группу, наверное, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели.

— По признаку совместной деятельности среди малых групп наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей в обществе, выделяет производственные, учебные, спортивные, семейные и др. Единство цели при этом объединяет людей в малой группе, а происходит это благодаря их межличностному взаимодействию.

— Значит, раз группа образуется для достижения какой-то цели, для нее важно, какое количество людей войдет в нее, чтобы достижение этой цели было успешным.

— Все правильно. Именно с этой точки зрения подходят и к вопросу о минимальной численности малой группы те, кто считает, что в ней должно быть не меньше трех человек. Если в парной группе возникает конфликт, он приводит к распаду группы. А если появляется третий, совсем не лишний («наблюдатель»), то он помогает избежать тупика в конфликтной ситуации. Значит, при наличии третьего члена малой группы деятельность ее может быть успешной.

— Но не всегда же в группе возникают конфликты. Я все-таки думаю, что и два человека могут составлять малую группу.

— Хорошо, не будем спорить, тем более что в науке этот спор пока не решен. Только надо иметь в виду, что не всегда то, что очевидно с точки зрения здравого смысла, так уж бесспорно.

— Очевидное-невероятное, да?

— Примерно так.

— Наверное, и максимальное количество членов малой группы может быть разным?

— Да. Одно время, да и сейчас тоже, некоторыми учеными признавалось, что поскольку в памяти человека одновременно может удерживаться 7±2 объекта, то это и есть оптимальное число членов малой группы.

— Мне это кажется убедительным и даже остроумным. Ведь в общении в малой группе как раз важно удерживать в памяти одновременно всех членов группы. Например, у нас в классе на уроках иностранного языка, когда класс делится на подгруппы, лучше усваивается предмет, потому что все ученики — в поле зрения учителя.

— А ты не торопиться с выводами? А как быть с такой деятельностью, как спортивная игра? Футбол, например?

— Но ведь и в футбольной команде могут быть разные малые группы. Команда может распадаться на них. Или в школьном классе всегда возникают более мелкие группы.

— Тут уже речь идет о другом признаке малой группы: они могут быть, в зависимости от длительности существования, постоянными и временными.

— Так как же с максимальным числом членов малой группы?

— Я думаю, что не стоит абсолютизировать число 7 ± 2; число членов малой группы может быть различным в зависимости от цели, которой подчинена группа.

— А по каким еще признакам делятся малые группы?

— По характеру отношений между членами группы они бывают формальными (официальными) и неформальными (неофициальными).

— Сейчас много говорят и пишут о неформалах. Это как-то связано с малыми группами?

— Связано, но скорее не с малыми группами, а со стилем отношений в них. Неформальными могут быть довольно многочисленные по количеству сообщества. Но в них обычно отсутствует упорядоченная и зафиксированная юридически (законом, инструкцией) структура власти, то, что называется системой отношений «по вертикали». Эти отношения складываются как бы сами собой. Хотя это не совсем так. Подробнее о неформальных организациях речь впереди. Давай вернемся к теме нашего разговора.

— Меня интересует вопрос о том, каково положение человека в малой группе.

— Да, вопрос, конечно, интересный... А если серьезно, то он зависит от многих условий. Из них, может быть, самыми важными являются роль и позиции человека в группе, а также групповые интересы, нормы и ценности. Впрочем, давай разберемся по порядку. С чего начнем: с человека или с группы?

— С человека.

— Положение человека в малой группе называется словом «статус» (от лат. status — положение, состояние). Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение. Поясню на примере. В малой группе — семье — отец может быть главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется) признаются всеми другими членами семьи. А в спортивной команде или в кружке самодеятельности он рядовой член, признающий авторитет тренера или руководителя кружка.

— Вы говорили о роли человека в группе. Что это такое?

— Это очень интересное понятие. Человек всегда играет какую-либо роль. Это как бы способ поведения, определяемый статусом человека. Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. Пока ты учишься в школе, одна из твоих ролей — ученик. В группе же человек играет различные роли. Эти роли определяются характером деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера.

— Кто такой лидер? Это староста класса, да?

— Не всегда. Лидер в группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.

— Понятно. А как на положение человека влияет сама группа?

— Прежде всего через групповые нормы, ценности и санкции (запретительные или поощрительные). В каждой группе складываются определенные правила, групповые нормы, принимаемые всеми членами. Только на этой основе их совместная деятельность будет возможна и успешна.

— Эти нормы обязательно принимаются и признаются всеми членами группы?

— Как правило, да, иначе, кто их не принимает, как бы выпадает из группы.

— А если члена группы не устраивают те или иные правила или, как вы говорите, «групповые нормы»?

— В этом случае группа может применять, использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы. Причем иногда с членом группы просто перестают общаться.

— Но ведь может быть так, что прав бывает один человек, а группа неправа, всегда ли он должен принимать правила, которые вызывают его несогласие?

— Здесь мы подходим к проблеме группового эгоизма и конформизма.

— Групповой эгоизм — это что? Ведь слово «эгоизм» происходит от латинского ego — «я» и означает «предпочтение при выборе линии поведения интересов отдельного человека». Как это может быть эгоизм групповым?

— О групповом эгоизме говорят тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных членов в ущерб интересам всего общества. Например, групповой эгоизм проявляют рабочие, которые ради получения премии сдают дом раньше установленного срока с недоделками, или ученики, не выучившие урок и под каким-либо предлогом срывающие занятие, чтобы учитель не догадался об истинной причине их поведения, и т. п.

— А что такое конформизм?

— Слово происходит от понятия «конформность», т. е. изменение людьми своего поведения в соответствии с поведением и требованиями других людей. В обыденном языке слово «конформизм» имеет значение «приспособленчество». Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первое — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Часто вы говорите: «Все так делают, и я так поступаю».

Второе — конформность, или конформизм,— осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

— Я знаю пример такого конформизма. В сказке X. К. Андерсена «Новый наряд короля» вся толпа, видя, что король голый, и боясь признаться в своей глупости, хвалит наряд короля. И только маленький мальчик отказывается видеть то, чего нет,— он не конформист.

— Очень интересный пример, я думаю, ты прав. Ну и бывает еще такой способ реагирования на требование группы, как сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов. Это называется коллективизмом и весьма ценится во взаимоотношениях в группе. Такой способ поведения связан с понятием «коллектив», и об этом следует поговорить отдельно. Ведь далеко не всякая группа является коллективом.

    Основные понятия

  • Человек в группе.

    Термины

  • Групповые нормы; групповые санкции; групповой эгоизм; конформизм.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите признаки, которые могут лежать в основе деления малых групп.
  2. Какая точка зрения на численность малой группы кажется вам более убедительной и почему?
  3. В чем проявляется роль лидера в малой группе? Как определить лидера?
  4. Что вы думаете о конформизме? Как он влияет на существование группы?

Задания

  1. Представьте свое участие в различных малых группах в виде схемы, где в прямоугольники вписаны групповые роли, которые принадлежат вам в каждой из малых групп. По степени значимости для вас той или иной группы (семья, школьная компания, спортивная секция и т. п.) расположите их на определенном уровне, обозначьте стрелками связи между всеми группами на схеме.
  2. Приведите примеры групповых санкций, используйте при необходимости примеры из литературы, из фильмов или из собственного опыта.
  3. Вспомните, в какой сказке X. К. Андерсена рассказывается о групповых санкциях к существу, пренебрегшему групповыми нормами, где групповой эгоизм чуть не сломал судьбу яркой индивидуальности.
  4. Проанализируйте следующие данные эксперимента. Двадцати испытуемым мужчинам и женщинам в возрасте от 19 до 42 лет предлагалось назвать по 10 наиболее важных событий в их жизни. В каждом событии следовало указать главных действующих лиц, с которыми было связано его осуществление. Из 200 событий (по 10 от каждого испытуемого) лишь в 8 отсутствовали «соучастники». В остальных 192 событиях участвовали, кроме самого испытуемого, от 1 до 6 человек. Распределение групп по количеству людей в них оказалось следующим: 2 человека, включая испытуемого,— 39%; 3 человека — 41 %; 4 человека — 14%; 5 человек — 5%; 6 участников и более — 1 %.

    Сделайте выводы. Повторите предлагаемый эксперимент (опрос) в своем классе.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru