|
|
Учебник для 7 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 8. Экономика и ее основные участники
Что такое экономикаТы начинаешь знакомство с отдельными сторонами экономической жизни общества. Первоначальные представления об экономике помогут тебе подготовиться к более полному усвоению её основ на следующих ступенях обучения. С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаёшь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты. Все эти отдельные явления можно объединить общим понятием «экономика». Изначально слово «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856—1950) утверждал: Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные учёные сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения». Знакомясь с деятельностью людей в курсах истории, географии, ты можешь убедиться, что понятие «экономика» рассматривается в двух значениях: 1) хозяйство; 2) область знаний. Ты можешь предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика — это умение...», «Экономика — это знания о...». Мы начали разговор с отдельных проявлений экономической жизни, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления. К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведенный продукт необходимо распределить, осуществив действия, связанные с движением его от производителя к потребителю. За распределением наступает обмен — процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением — использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей. Рассмотрим стадии воспроизводства на примере удовлетворения потребности человека в употреблении хлеба. Пекарь, используя определённую технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть своей продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец в магазине продаёт людям хлеб, т. е. обменивает его на деньги. (Обмен.) Школьники съедают во время завтрака свежий хлеб. (Потребление.)
Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики. Натуральное и товарное хозяйствоВспомним, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья... Почему необходимо удовлетворять эти потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения жизни и деятельности людей. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей. Цель экономики — поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага. Материальные (экономические) блага — это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности. Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное. Натуральное хозяйство — это способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства. Она отличается использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей. Полностью натуральное хозяйство вёл известный тебе литературный герой Робинзон Крузо. В условиях, близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. На протяжении многих веков натуральное хозяйство было характерно для жителей русской деревни, скотоводов-кочевников азиатских и причерноморских степей. Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем ещё пользуется семья для удовлетворения основных потребностей? Главный недостаток натурального хозяйства — низкая производительность труда. Она, как правило, позволяла обеспечить лишь самые основные потребности человека. На смену натуральному пришло товарное производство. Это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь на определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Приведи примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности. Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в жизни общества. Основные участники экономикиГлавными действующими лицами экономики являются производители и потребители. Какую роль выполняет в данный момент человек, легко понять по характеристике экономической деятельности, участником которой он является. Андрей — выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму «Зодчий». Молодые люди строят красивые и удобные дачные дома. Андрей — производитель. После работы Андрей отдыхает с друзьями в культурно-досуго-вом центре «Альтаир»: играет в бильярд, занимается в тренажёрном зале, ужинает в уютном кафе. Андрей — потребитель. Как видим, один и тот же участник экономики может выполнять обе роли. Производитель — тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель — тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство. Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать доход и развивать своё производство. Решив заработать деньги на путешествие по стране, Пётр с другом открыл салон «Срочное фото». В чём заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела? Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Опора покупателя не на эмоциональный, а на рациональный выбор при покупке позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы. Экономические интересы основных участников экономики тесно взаимосвязаны. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).
Проверим себя
В классе и дома
Учимся принимать рациональное решениеПочему мы совершаем те или иные покупки? Исследователи разделили покупательские мотивы на эмоциональные и рациональные. К эмоциональным мотивам относятся: чувство превосходства (потребность быть лучше других), желание отличаться от других (стремление покупать модные, оригинальные вещи), чувство комфорта (стремление облегчить жизнь), развлечение (желание разнообразить образ жизни), потребность просто поторговаться. К рациональным относятся: экономия (интерес к сделке с точки зрения экономии средств), качество (например, стремление приобрести такие вещи длительного пользования, как холодильник, пылесос, магнитофон, компьютер с предоставлением гарантии для большей уверенности в качестве товара). Подумай, что, на твой взгляд, в большей мере влияет на формирование потребительских мотивов: состояние экономики, реклама, уровень доходов потребителя. Предложи и обоснуй свои варианты. Учёные-экономисты советуют думающему потребителю при осуществлении своего выбора опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь из покупки максимальную пользу. Постарайся учесть этот совет. Проанализируй, какие мотивы преобладают у тебя как покупателя. Есть ли в них место рациональным решениям?
|
|
|