|
|
Учебник для 7 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 16. Охранять природу - значит охранять жизнь
Что значит относиться к природе по-человечески?Вдалеке от больших дорог и поселений, в глубине тверских лесов, живёт одна замечательная семья. Её окружает дикая природа. И почти полная тишина. Разговаривают люди шёпотом, но чаще — жестами.
На их руках почти всегда перчатки, а лица скрыты капюшонами. Не подумай, что это охотники или монахи-отшельники. Нет, это известные учёные-биологи Пажитновы — муж и жена, а помогает им их сын. Они работают на государственной биостанции «Чистый лес». Их задача — спасать новорождённых медвежат.
К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, день и ночь выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в Работа Пажитновых требует терпения, осторожности, изобретательности. Ведь нужно сделать так, чтобы медвежата не привыкали к людям, даже не увидели их лиц. Расставшись с биологами, звери должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях они не выживут. Как ты думаешь, почему учёные отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе учёных? Что побуждает Пажитновых вести такой трудный, можно сказать героический, образ жизни? Ведь не ради денег обрекли они себя на одиночество и затворничество — они получают обычную скромную зарплату учёных. Значит, надо искать другую причину, какое-то глубокое побуждение, внутреннее чувство. Наверное, ты уже догадался, что речь идёт об ответственности. Какое же это важное моральное качество — ответственность! Благодаря труду людей ответственных, честно исполняющих свой долг выращивается хлеб, работают заводы, школы, больницы, строятся дома, производятся продукты питания и одежда, развивается наука, а также сохраняется природа. Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить. А теперь вернёмся к семье Пажитновых. Учёные делают доброе, полезное дело, они тревожатся и заботятся о медвежатах, а если посмотреть шире — о сохранении бурого медведя в русских лесах. И при этом они заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой. Учёные руководствуются высоким моральным чувством ответственности перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью. Вот такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и всю жизнь вообще. Путешествие в прошлое
Пётр I (1672—1725) был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью. Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Пётр велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нём несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.
Оранжерея и пруд в Аптекарском огороде Что предпринимал Пётр I для сохранения природных богатств России? Тяжёлые последствия безответственностиК сожалению, не все люди ведут себя ответственно. Когда летом 2010 г. в России полыхали страшные лесные пожары, пожарные и учёные утверждали, что главной причиной возгорания был человеческий фактор, иначе говоря, человеческая безответственность.
А теперь вспомним сказку Н. Телешова «Белая цапля». В ней говорится о принцессе Изольде, которая жила на Севере, на одиноком острове. Она была красива и добра. Пришло время выходить замуж, и стала принцесса готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похожим на снег, а головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась пошить платье, но вот сделать головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришёл загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать хохолок и укрепить на нём мелкие алмазы, получится именно то, о чём мечтает принцесса. Только для этого нужно убить птицу. Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить только одну, ничего страшного не случится. Принцесса велела старику отправляться в путь. А потом он вернулся и молча протянул Изольде белые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.
На свадьбе Изольда была прекрасна в своём изысканном наряде. Но сказка на этом не кончается. Однажды ночью к Изольде, то ли во сне, то ли наяву, пришли две белые цапли. Они рассказали ей ужасную историю. Оказывается, наряд, который выдумала принцесса, вошёл в моду. Все захотели иметь такие же белые перышки, осыпанные бриллиантами. И ради того, чтобы завладеть хохолками, люди стали истреблять белых цаплей. И истребили их всех. К Изольде пришли последние две птицы. Такова была цена наряда, придуманного принцессой. Когда король узнал о случившемся, он был возмущён и подавлен. Изольда раскаялась и поклялась никогда никому не делать зла.
Нарисуем словесный портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и не думает о последствиях своих действий. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное назначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное. Таковы черты безответственности. А к чему она может привести, ты сам понимаешь. Экологическая моральЛюди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над ней. Они считают, что человек — царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
Так выглядело Аральское море раньше
Таким стало Аральское море сейчас Но есть и другие люди — сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться, как можно глубже понять её законы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой. Возьмём золотое правило морали: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе. Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься — быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Суть экологической морали: научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла. Три главных правила экологической морали:
Жил на свете человек
Швейцер окончил университет, благодаря трудолюбию и упорству стал известным учёным и музыкантом. И вдруг Альберт резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи: в далёкой Африке были очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца жизни лечил людей.
Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чём состоит главная мысль его учения? Проверим себя
В классе и дома
|
|
|