Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 4. Как человек оценивает себя и других

  • В чём заключается тайна существования человека?
  • Как мы оцениваем других людей?
  • Как другие люди оценивают нас? Как мы оцениваем себя?

Открою вам тайну: человек существует не сам по себе, а в оценках других людей и в своей самооценке. Например, мы часто слышим в разговорах своих одноклассников такие фразы: какой хороший человек, какой справедливый. Или наоборот: жадный, обманщик. Эти слова как раз и являются примером оценки школьников поведения своих сверстников.

Рассмотрим другую ситуацию. Вы сидите дома и рассуждаете про себя о прожитом дне: как я поступил в той или иной ситуации, был ли справедливым и честным или обхитрил кого-нибудь. Этот пример иллюстрирует собственную оценку человеком своего поведения.

Как мы оцениваем других людей

На самом деле даже животные не существуют сами по себе, независимо от оценок других животных. Маленький буйволёнок бежит за стадом, а в кустах притаились львы, которые уже давно следят за будущим обедом и оценивают: с какой скоростью передвигается, не болен ли он, как близко находятся взрослые особи, которые могут прийти на помощь. И жертва не совершает ни одного шага, не оценив обстановку.

У людей оценивание совершается автоматически и содержит гораздо больше действий, чем у животных. Даже для того чтобы поставить стакан с водой на стол, вы делаете множество оценок: как надо держать стакан, чтобы не пролить; холодная или горячая вода; какое расстояние до стола; смотрят ли на меня взрослые, как я выгляжу при этом; культурно ли я себя веду и т.д.

И чем дольше живёт человек, тем больше приходится ему совершать оцениваний. Чем более сложным видом деятельности занимается человек, тем больше и сложнее у него процесс оценивания.

Таким образом, наша жизнь в обществе пронизана миллионами оценок — вы оцениваете себя и других людей, другие оценивают вас и по результатам своего оценивания строят с вами соответствующие отношения. Например, если вас оценили как болтуна, не способного хранить тайну, то знайте, что с вами в доверительные отношения никто не вступит.

Самооценка

Вы когда-нибудь хвалились перед одноклассниками, друзьями по дому или просто знакомыми? Рассказывали, какой вы особенный или выдающийся, что вы умеете то и это, а другие нет?

Это самооценка. Но только завышенная. Не расстраивайтесь — у подавляющего большинства людей другой она не бывает. Вы, оказывается, как все, хотя думаете, что — особенный.

Самооценка бывает разной. Одни думают о себе как о великом учёном, а на самом деле не могут правильно сложить дроби. Это завышенная самооценка. Другие думают о себе гораздо хуже, чем есть на самом деле, — это заниженная самооценка.

    Советуем запомнить!
    Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей; впечатление или мнение человека о самом себе.
    Способности — это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определённым занятиям или профессии.

    Дополнительное чтение
    Все люди очень разные, нет двух одинаковых. Каждый человек наделён определёнными способностями, далеко не все — талантом и гениальностью.
    Как узнать, есть ли у вас способности? Способности измеряются тем, как быстро и успешно вы справляетесь с решением конкретных задач, скажем математических или музыкальных. Способность выражается также в сильной увлечённости чем-то, пусть это будет игра на скрипке или коллекционирование.
    Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта. Когда человек создаёт что-то важное для всего человечества, его называют гением.

Вы наверняка человек не без способностей. Присмотритесь к себе: какими способностями вы обладаете? А ваши друзья?

Если есть за что (способности, успехи и др.), то вы уважаете себя, и это состояние называется самоуважением. Это чувство собственного достоинства. Если не за что хвалить, то, напротив, вы находите в себе множество недостатков и ругаете себя, это — самоуничижение.

Как успехи в спорте могут повлиять на самооценку?

    Интересные факты
    В одном исследовании было опрошено около 400 девочек и мальчиков, разделённых на три возрастные группы, средний возраст в которых составлял 13, 15 и 17 лет. Оказалось, что во всех трёх группах у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками.

Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя нужно обязательно критиковать и находить всегда и во всём недостатки. Оценивая себя в соотношении с другими людьми, важно объективно (правильно) и непредвзято (критично) посмотреть на самого себя. Недаром говорят: самооценка — это оценка себя при сравнении с другими людьми.

Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни — развивать прежние, вырабатывать новые. Если какие-то стороны вашей личности мешают жить, то надо над собой работать. Это называется самовоспитанием — деятельностью человека по своему самосовершенствованию. Оно поможет строить правильные отношения с окружающими людьми.

В формировании самооценки подростка большое значение имеет отношение к нему сверстников, учителей и родителей.

Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле

Взрослея, человек всё больше оценивает свои поступки с точки зрения морали.

    Советуем запомнить!
    Мораль — принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлениях о добре и зле.

Не будь моральных норм, мы зависели бы только от мнений окружающих. А они у всех разные. Но моральные нормы добра и зла, чести и достоинства для всех одинаковы. На них надо равняться.

К примеру, друг рассердился на вас за то, что вы вслух назвали его «предателем». У вас были на то причины, так как вы соотнесли его поступок с нормами чести и честности, а они были нарушены. Но приятель расценил всё иначе: ваши слова, произнесённые вслух, он посчитал предательством, а собственный поступок оценил как незначительную шалость. Кому верить или на что ориентироваться? Конечно же на нормы морали, которые говорят нам: «не укради», «не лги», «не убий», «относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» и др.

    Подведём итоги
    Человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя. Самооценка должна быть критичной.

    Основные термины и понятия
    Самооценка, способности, мораль.

Проверьте свои знания

  1. Как вы понимаете фразу: «Человек существует в оценке других людей»?
  2. Объясните смысл понятия «самооценка». Какой она бывает? При ответе используйте схему.

  3. Что способствует высокой, а что — низкой самооценке подростка?
  4. Почему так важно, оценивая себя в соотношении с другими людьми, критически и объективно относиться к себе?
  5. Как влияют моральные нормы, представления о добре и зле, на нашу оценку других людей?

Практикум

  1. Многие учёные считают, что для достижения успеха в каком-либо деле лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. А как вы думаете? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Перечитайте сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Как главный герой сказки — Алёша — оценивал себя до и после того, как он получил волшебный дар? Как оценивали его другие люди? Почему в оценке другими людьми и самооценке Алёши произошли изменения?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru