Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 27. Межличностные конфликты

  • Что такое конфликт?
  • Почему бывают конфликты?
  • Как разрешать конфликты?

Слово «конфликт» вызывает у нас неприятное чувство тревожности. Оно никому не нравится. Между тем конфликт — естественная форма человеческих отношений. Его не следует опасаться, но надо знать его природу и способы разрешения.

Конфликты между личностями

    Советуем запомнить!
    Конфликт — это несогласие, спор или столкновение людей, различных интересов, мнений.

    Интересные факты
    Установлено, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.
    Конфликты мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Больше всего конфликтов случается в сфере межличностных отношений.

Межличностные конфликты — какое верное словосочетание! Столкновение между подростками — это конфликт между двумя личностями, самостоятельными зрелыми существами, обладающими богатым внутренним миром и понимающими, что такое ответственность за свои поступки. Вот почему межличностные конфликты так сложны.

Межличностными их ещё следует именовать потому, что из спора по поводу вещей и предметов подростковые конфликты легко переходят на личности: ты взял мою авторучку без спроса, значит, ты — вор. Невинный проступок быстро оборачивается обвинением и, как следствие, унижением обвиняемого. Подростки категоричны в своих суждениях.

Такие конфликты разрешаются труднее, чем деловые, поскольку затрагивают самые глубины человеческой личности — наши нравственные убеждения и принципы.

Конфликты, в которых участвует пятиклассник, делятся на два вида:

  1. межпоколенные — конфликты между взрослыми (учитель, родители, соседи) и детьми;
  2. внутрипоколенные — конфликты между сверстниками.

В чём причины ваших внутрипоколенных конфликтов?

У взрослого и ребёнка разные статусы. Превосходящий статус взрослых зачастую толкает их решать конфликт с позиций превосходства. Взрослый всеми силами старается уверить в своей правоте ребёнка, вместо того чтобы признать возможность существования разных взглядов. Превосходство взрослых в своём статусе вынуждает подростка занимать либо оборонительную (оправдывающуюся), либо агрессивную позицию.

У конфликтующих детей одинаковый статус. Равный статус спорящих или ссорящихся ровесников вынуждает их долго не уступать друг другу, «качать» свои права.

Каждый из участников межличностного конфликта убеждён в своей правоте. Но взрослый считает, что ребёнок должен обязательно уступить, и надеется на победу, а подросток в неравном поединке просто выражает свои чувства.

Стоит ли удивляться, что большинство подростков убеждены в невозможности быть понятыми взрослыми. Но это не так!

Почему возникают конфликты

Поскольку подростки ещё не научились сдерживать и контролировать себя, причиной конфликта может послужить любая мелочь: отказ дать списать домашнее задание, косой взгляд одноклассника или обидное слово, собственный внешний вид, несправедливая оценка учителя, невнимание родителей, плохое настроение и т.д.

На самом деле это не причина, а повод для конфликта, т.е. нечто менее значимое. А подлинные причины кроются в особенности взросления и связанной с этим закомплексованностью.

Одна из самых частых причин подростковых комплексов — недовольство мальчика или девочки своей внешностью. С равным успехом причиной закомплексованности может послужить малый рост, избыточный вес, необходимость носить очки и т. д.

Поводом к конфликту могут служить совсем незначительные (а порой и мнимые) дефекты внешности. Тогда невинная шутка, услышанная подростком в свой адрес от родителей или сверстников, — вот и повод для агрессии.

В школе возникают конфликты между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Конфликты между подростками в пределах школы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трёх лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа парней и группа девчонок.

Типичны конфликты подростков с родителями, о которых мы с вами уже говорили в предыдущих параграфах.

Пути разрешения конфликтов

Оставаясь дома, дети копируют родителей. Попадая в школу, разрешать школьные конфликты они учатся прежде всего у педагогов, порой подражая им до мелочей. В начальной школе учитель — авторитет для большинства детей, и именно поэтому его поведение — образец для ребят, которому нужно следовать.

Самым продуктивным считается демократический метод решения конфликта — совместное с участниками обсуждение его причин, интересов сторон и способов устранения противоречия.

Практика показывает, что чаще всего деловые конфликты решаются путём сотрудничества или компромисса, личностные конфликты — избеганием или уступкой.

Особенно успешным оказывается участие в конфликте посредника. На эту роль годится только человек, пользующийся авторитетом у обеих сторон, эмоционально не вовлечённый в конфликт и не заинтересованный в победе кого-либо. Кроме того, он должен быть достаточно мудрым и опытным в решении подобных вопросов, иначе он только усугубит ситуацию, доведёт её до неразрешимого конца.

    Дополнительное чтение
    Чтобы сократить число конфликтов, родители должны чётко знать требования школы, а учащиеся — правила своего поведения.
    Прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему он поступает так, а не иначе.

Какие полезные советы по предотвращению конфликтов вы узнали из этого текста?

Межличностные конфликты, с одной стороны, сеют в наших душах раздражение и враждебность, желание навредить другому, создают вокруг себя напряжённую ситуацию и вызывают стресс. С другой стороны, конфликт тренирует наши чувства и мышление. Он разряжает напряжённую атмосферу, учит находить компромисс — идти на взаимные уступки, — ограничивая собственные амбиции, способствует развитию взаимопонимания между подростками. Пойти на примирение — дорогого стоит. Вот почему конфликт тренирует силу воли, умение понимать взгляды и чувства других людей.

Нужно с детства учиться умению признавать свои ошибки и просить прощения. Примирение будет более искренним, если предложить конфликтующим обнять друг друга, скрепить мир рукопожатием.

Главная польза участия в межличностных конфликтах — научиться в будущем их предупреждать. Помните: конфликты легче предупредить, чем разрешить.

    Подведём итоги
    Межличностные конфликты имеют двойное значение: они создают напряжённую ситуацию и вызывают стресс, но также учат людей понимать друг друга, находить компромисс. В любых ситуациях нужно стараться лучше не доводить отношения до конфликта и помнить главное — во всех конфликтах необходимо уметь признавать свои ошибки, просить прощения.

    Основные термины и понятия
    Конфликт, компромисс.

Проверьте свои знания

  1. Объясните, каковы причины межличностных конфликтов.
  2. Вокруг каких сторон школьной жизни наиболее часто возникают конфликты?
  3. Что такое посредничество при разрешении конфликтов?
  4. Чем является неподчинение требованиям родителей или учителя — причиной, поводом или началом конфликта?
  5. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Объясните почему.

Практикум

  1. Запишите в тетрадях как можно больше аргументов: «Конфликт — это плохо, потому что...» и «Конфликт — это хорошо, потому что...».
  2. Если у вас есть опыт разрешения конфликтов, то опишите его в нескольких предложениях.
  3. Приведите примеры конфликтов и способов их разрешения из истории Древнего мира.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru