|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 27. Межличностные конфликты
Слово «конфликт» вызывает у нас неприятное чувство тревожности. Оно никому не нравится. Между тем конфликт — естественная форма человеческих отношений. Его не следует опасаться, но надо знать его природу и способы разрешения.
Конфликты между личностямиСоветуем запомнить!
Интересные факты
Больше всего конфликтов случается в сфере межличностных отношений. Межличностные конфликты — какое верное словосочетание! Столкновение между подростками — это конфликт между двумя личностями, самостоятельными зрелыми существами, обладающими богатым внутренним миром и понимающими, что такое ответственность за свои поступки. Вот почему межличностные конфликты так сложны. Межличностными их ещё следует именовать потому, что из спора по поводу вещей и предметов подростковые конфликты легко переходят на личности: ты взял мою авторучку без спроса, значит, ты — вор. Невинный проступок быстро оборачивается обвинением и, как следствие, унижением обвиняемого. Подростки категоричны в своих суждениях. Такие конфликты разрешаются труднее, чем деловые, поскольку затрагивают самые глубины человеческой личности — наши нравственные убеждения и принципы. Конфликты, в которых участвует пятиклассник, делятся на два вида:
В чём причины ваших внутрипоколенных конфликтов? У взрослого и ребёнка разные статусы. Превосходящий статус взрослых зачастую толкает их решать конфликт с позиций превосходства. Взрослый всеми силами старается уверить в своей правоте ребёнка, вместо того чтобы признать возможность существования разных взглядов. Превосходство взрослых в своём статусе вынуждает подростка занимать либо оборонительную (оправдывающуюся), либо агрессивную позицию. У конфликтующих детей одинаковый статус. Равный статус спорящих или ссорящихся ровесников вынуждает их долго не уступать друг другу, «качать» свои права. Каждый из участников межличностного конфликта убеждён в своей правоте. Но взрослый считает, что ребёнок должен обязательно уступить, и надеется на победу, а подросток в неравном поединке просто выражает свои чувства. Стоит ли удивляться, что большинство подростков убеждены в невозможности быть понятыми взрослыми. Но это не так! Почему возникают конфликтыПоскольку подростки ещё не научились сдерживать и контролировать себя, причиной конфликта может послужить любая мелочь: отказ дать списать домашнее задание, косой взгляд одноклассника или обидное слово, собственный внешний вид, несправедливая оценка учителя, невнимание родителей, плохое настроение и т.д. На самом деле это не причина, а повод для конфликта, т.е. нечто менее значимое. А подлинные причины кроются в особенности взросления и связанной с этим закомплексованностью. Одна из самых частых причин подростковых комплексов — недовольство мальчика или девочки своей внешностью. С равным успехом причиной закомплексованности может послужить малый рост, избыточный вес, необходимость носить очки и т. д. Поводом к конфликту могут служить совсем незначительные (а порой и мнимые) дефекты внешности. Тогда невинная шутка, услышанная подростком в свой адрес от родителей или сверстников, — вот и повод для агрессии. В школе возникают конфликты между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Конфликты между подростками в пределах школы чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трёх лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа парней и группа девчонок. Типичны конфликты подростков с родителями, о которых мы с вами уже говорили в предыдущих параграфах. Пути разрешения конфликтовОставаясь дома, дети копируют родителей. Попадая в школу, разрешать школьные конфликты они учатся прежде всего у педагогов, порой подражая им до мелочей. В начальной школе учитель — авторитет для большинства детей, и именно поэтому его поведение — образец для ребят, которому нужно следовать. Самым продуктивным считается демократический метод решения конфликта — совместное с участниками обсуждение его причин, интересов сторон и способов устранения противоречия. Практика показывает, что чаще всего деловые конфликты решаются путём сотрудничества или компромисса, личностные конфликты — избеганием или уступкой. Особенно успешным оказывается участие в конфликте посредника. На эту роль годится только человек, пользующийся авторитетом у обеих сторон, эмоционально не вовлечённый в конфликт и не заинтересованный в победе кого-либо. Кроме того, он должен быть достаточно мудрым и опытным в решении подобных вопросов, иначе он только усугубит ситуацию, доведёт её до неразрешимого конца. Дополнительное чтение
Какие полезные советы по предотвращению конфликтов вы узнали из этого текста? Межличностные конфликты, с одной стороны, сеют в наших душах раздражение и враждебность, желание навредить другому, создают вокруг себя напряжённую ситуацию и вызывают стресс. С другой стороны, конфликт тренирует наши чувства и мышление. Он разряжает напряжённую атмосферу, учит находить компромисс — идти на взаимные уступки, — ограничивая собственные амбиции, способствует развитию взаимопонимания между подростками. Пойти на примирение — дорогого стоит. Вот почему конфликт тренирует силу воли, умение понимать взгляды и чувства других людей.
Нужно с детства учиться умению признавать свои ошибки и просить прощения. Примирение будет более искренним, если предложить конфликтующим обнять друг друга, скрепить мир рукопожатием. Главная польза участия в межличностных конфликтах — научиться в будущем их предупреждать. Помните: конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Подведём итоги
Основные термины и понятия
Проверьте свои знания
Практикум
|
|
Узнать стоимость написания
|