Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 11. Возрасты нашей жизни

  • Может ли человечество стареть?
  • Сколько возрастов у человека?
  • Какой возраст лучше?

Человеческая жизнь очень интересна! Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует.

Чем дольше живёт человек на свете, тем больше успевает сделать — овладеть профессией, приобрести больше друзей, побывать в разных частях света, вырастить детей, внуков и правнуков. Да мало ли чего ещё?

Человечество стареет

Среднестатистический землянин живёт 60 лет — в Европе или Японии ещё больше, а в Африке — меньше (в некоторых странах отдельные люди — долгожители — живут более 80 лет). Учёные установили, что средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15—22 года, в Древнем мире — 20—30 лет, а к концу XIX столетия — 50 лет.

Но эго в среднем. Средняя продолжительность жизни учитывает следующее: ранние смерти, военные потери, рекорды долгожития. Всё складывается и делится на численность населения. Вот почему в Российской империи сто лет назад средняя продолжительность была 30 лет, а в современной России — 69 лет. Но тогда и сейчас можно встретить седовласых старцев и благородных старушек.

    Интересные факты
    Шанс дожить до 116 лет имеет один человек из двух миллионов.
    Если верить паспорту азербайджанского чабана Ширали Мислймова, он прожил 168 лет.
    Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет в спектакле по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чарли Чаплин впервые выступил на театральной сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать, и потом играл в театре и кино до 1957 года.

А вообще человечество понемножечку стареет. Иначе говоря, доля старшего поколения в численности всего населения возрастает, а молодого — сокращается.

Причины данного явления — успехи медицины продлевают нашу жизнь и повышают её качество, а желание жить в удовольствие «пока молод» заставляет откладывать рождение детей или вовсе его избегать.

Ещё в XIX веке в российских семьях было по 7—10 детей, им рано приходилось начинать работать, они часто болели, и многие умирали, не став взрослыми. Сегодня в обычной российской семье — 1—2 ребёнка. Детей стало меньше, но о них больше заботятся: покупают развивающие игрушки, водят в художественные кружки и в спортивные секции.

Этапы жизни человека

Основных возрастных ступеней шесть: детство (до 11—12 лет), подростковый возраст (11—15 лет), юность (15—30 лет), зрелость (30—60 лет), пожилой возраст (60—80 лет) и старость (от 80 лет и старше).

Возраст пятиклассников соответствует младшему подростковому возрасту.

Уважение к возрасту — отличительная черта человечества с древнейших времён. Детей ценили как основу будущего. Взрослых уважали как главных участников производства, его защитников и творцов бессмертной культуры. А перед стариками преклонялись за их мудрость, великое терпение и огромные знания, которыми они делились с молодёжью (тем более что на большем протяжении истории человечества до старости доживали очень немногие люди, не то что сейчас).

Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке? Опишите их согласно материалам параграфа.

Первая половина жизни — это период накопления жизненных сил и энергии, вторая — период её потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет, набирает силы до 30 лет. Оставшиеся годы человек как бы использует свои природные ресурсы. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Возраст и социальные отношения

Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, в школу нельзя поступить до 6 лет. Раньше наступления определённого возраста нельзя получить паспорт (в России — 14 лет), занимать государственные должности, служить в армии (с 18 лет) и делать многое другое. Достигнув пенсионного возраста (55 лет — женщины, 60 лет — мужчины), человек с почётом может уйти на заслуженный отдых.

Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Люди одного поколения сформировались в одинаковых исторических условиях. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки — люди разных поколений.

У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. свой возрастной статус.

    Советуем запомнить!
    Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста.
    Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Люди разных возрастов различаются между собой ролями и функциями: 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. У 30-летнего мужчины гораздо больше прав и ответственности, чем у 12-летнего подростка. Его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать на выборах, занимать любой государственный пост, даже стать президентом. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.

Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. Они распределены на всех этапах человеческой жизни. Например, в детстве вы только сын или дочь, в зрелом возрасте — ещё мать или отец, в старости — бабушка или дедушка.

Какие права и обязанности есть у представителей разных возрастов, изображённых на фотографиях? Какие у них социальные роли?

Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый возраст.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет, что соответствует детству и подростковому возрасту, у человека нет каких-либо точных целей. Ребёнок живёт настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление, ответственность за него несут взрослые. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Период с 15 до 30 лет соответствует юности. На этой стадии человек осознаёт свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие жизненные планы, связанные с выбором профессии, спутника жизни, осуществлением карьеры и пониманием смысла собственной жизни.

Следующий период длится с 30 до 60 лет и соответствует зрелости вплоть до её расцвета. Для него характерна постановка чётких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Следующая стадия продолжается с 60 до 80 лет. Это солидный пожилой возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая стадия — старость — начинается в преклонном возрасте — 80 лет. Оставшиеся силы люди тратят на общение с родными и близкими, различные формы досуга, делятся своим жизненным опытом с детьми, внуками и правнуками.

    Подведём итоги
    Учёные выделяют несколько возрастных периодов жизни человека: детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.
    Каждый возраст связан с определёнными правами, обязанностями, ответственностью, статусом, возможностями и ограничениями.
    Возраст пятиклассника соответствует младшему подростковому возрасту.

    Основные термины и понятия
    Возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Проверьте свои знания

  1. Какие этапы жизни проходит человек? В чём их особенности?
  2. Как называется ваш возрастной период? Дайте его характеристику с учётом материала учебника и вашего собственного опыта.
  3. Сравните возможности и ограничения следующих возрастных периодов: подростковый возраст и зрелость; подростковый возраст и старость.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что «каждый возраст хорош по-своему»? Свой ответ обоснуйте.

Практикум

  1. Какое слово(-а) — «влияет» или «не влияет» — пропущено(-ы) в предложении? Аргументируйте свой выбор. «Мой возраст ____ на моё социальное положение».
  2. В одной фантастической повести 10-летний мальчик по волшебству был превращён во взрослого человека. Как вы думаете, с какими трудностями ему пришлось столкнуться и почему?
  3. У каждой возрастной группы свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные.
    Подумайте над музыкальными предпочтениями людей разного возраста. Своими словами опишите их музыкальные вкусы, характер и содержание исполняемых ими любимых песен. Заполните таблицу.

  4. Как вы думаете, почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru