Учебник для 5 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 1. Загадка человека

  • Что такое человек?

Появление человека на Земле

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека — это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени — более 2,5 млн лет — развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis — общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа — биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

    Интересные факты
    Мозг человека на 80% состоит из воды.
    При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
    Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров.
    Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
    Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
    За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, — «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

    Интересные факты
    Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали.
    Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

Итак, человек — и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

    Советуем запомнить!
    Биологический (от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой.
    Социальный (от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество — это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.

Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

    Подведём итоги
    Загадка человека — в сочетании биологического и социального начал.
    Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

    Основные термины и понятия
    Биологический, социальный.

Проверьте свои знания

  1. Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.

  2. Объясните значения следующих понятий: «социальный», «биологический».
  3. Каковы основные отличия человека от животных?
  4. Чем один человек отличается от другого? Выскажите свою точку зрения.

Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек — биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек — социальное существо.
  2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
  3. Вам наверняка знаком Маугли — главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru