Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 10.2. Государственная политика в области международной торговли

Уже не одно столетие в международной торговле сохраняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Это протекционизм и свободная торговля (фритредерство).

Протекционизм (фр. protectlonnisme от лат. protects — букв, «прикрытие») — это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

Свободная торговля — это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.

Протекционизм появился очень давно, еще в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством импортных пошлин на те товары, ввоз которых был нежелателен. Пошлины составляли определенный процент от цены товара и сильно удорожали импортный товар, который становился менее конкурентным по сравнению с местными товарами. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В настоящее время эта политика проявляется в либерализации свободной торговли, переходе многих стран к открытой экономике. Однако у политики свободной торговли есть свои положительные черты и недостатки.

К положительным чертам следует отнести прежде всего насыщение национального рынка дешевыми и качественными товарами. Значит, население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка. Государство будет собирать больше налогов и с иностранных компаний, которые будут перевозить товар через наши границы, и со своих граждан, которые будут покупать эти товары. Кроме того, иностранные^ фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров, а это дополнительные рабочие места для местного населения.

Но у свободной торговли есть и отрицательные черты. Поскольку население предпочтет более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадет, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государству. Хорошо, если иностранная конкуренция заставит наших производителей улучшить свою продукцию, уменьшить издержки, снизить цены. А если нет? Тогда возрастет зависимость страны от иностранных товаров, цены на них повысятся, большинство населения не сможет их покупать.

В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит почти на все потребительские товары, цены были низкими, а очереди огромными. В 1992 г. была отменена монополия государства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бурным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешевые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынками и магазинами. Сейчас этот этап уже миновал. У потребителя есть выбор: покупать либо импортные товары, либо товары отечественных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества — они свежие, натуральные, в большинстве своем без всякого рода вредных добавок. Но, к сожалению, они стоят дороже и внешне выглядят менее привлекательно, чем красивые заморские продукты. Нам еще многому надо научиться, чтобы как можно лучше удовлетворять запросы наших потребителей отечественными товарами.

Именно поэтому Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли.

Рассмотрим методы протекционистской политики, которые можно разделить на две большие группы — тарифные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт — это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырье и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф — это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы — это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот — это количественные ограничения ввоза или вывоза определенного товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5—7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путем ограничила ввоз автомобилей.

Квоты устанавливаются путем лицензирования, его проводит государство. Иностранные компании для получения лицензии на ввоз товара должны присылать в данную страну его образцы. Задержка во времени и неопределенность, связанная с этой процедурой, негативно влияют на внешнюю торговлю.

Еще один прием скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубенса товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещен.

Экономические санкции— эмбарго — это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом с собой прокоммунистическую страну, объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эмбарго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (по данным на декабрь 2003 г. в нее входили 148 государств). Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Россия не является членом ВТО, хотя заявку на вступление в организацию подавал еще СССР. Переговоры касаются как раз нетарифных инструментов, которые Россия использует для защиты своей промышленности. А пока Россия теряет, по оценкам наших экономистов, от 1 до 4 млрд долл. в год от неблагоприятных тарифов для стран — не членов ВТО по экспорту металлургической, химической, текстильной и других отраслей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru