Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 9

  1. Ориентация при выборе профессии и способов повышения квалификации на знание особенностей современного информационного общества и новых профессиональных требований к работнику позволит вам иметь большую уверенность в получении работы. Так, социологические исследования подтверждают, что молодежь от 15 до 28 лет, ориентируясь на эти требования, стремится: получить высшее образование (49,5%), обучиться навыкам бизнеса (28,0%), научиться работать на компьютере (26,0%), изучить иностранный язык (25,0%), получить правовую подготовку (13,0%), получить водительские права (9,5%).
  2. В целях рационального выбора сферы трудовой деятельности старайтесь следить за ситуацией на рынке труда соответствующей вашему выбору отрасли (наличие свободных мест, популярность тех или иных профессий, средний уровень оплаты труда, требования к квалификации, условия труда и др.).
  1. Используйте предоставленную вам в условиях рынка экономическую свободу для выбора наиболее соответствующего вашим способностям и возможностям варианта приложения своего труда. Узнайте о деятельности государственных органов и служб по вопросам занятости вашего региона (города, района, области), осуществляющих помощь в трудоустройстве, знакомстве с региональными особенностями профессионального самоопределения молодежи. Это повысит обоснованность выбора вами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.
  2. Если вы устроились на работу, но цена вашего труда оказалась ниже той, на которую вы рассчитывали, постарайтесь проанализировать экономические причины этого расхождения и найдите правильный вариант поведения в этой ситуации: смена сферы деятельности, получение дополнительных знаний и умений и т. п.
  3. Будьте готовы к изменениям спроса на рынке труда и vj необходимости менять работу (например, американские рабочие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз и такое поведение считают рациональным). Для этого стремитесь овладеть несколькими смежными специальностями по своей профессии, знать новые профессиональные требования к работнику, повышать свою квалификацию и развивать навыки самообразования.

Документ

Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».

    В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования... По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе — лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
  2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.
  3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве... к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.
  4. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

Вопросы для самопроверки

  1. Для чего необходим рынок труда?
  2. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
  3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
  4. Каковы особенности различных видов безработицы?
  5. Как государство регулирует занятость населения?

Задания

  1. Выскажите ваше мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.
  2. Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долл. на обучение своих сотрудников, что составляет треть затрат колледжей. А каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологии, потенциально возможные в перспективе для внедрения в производство.
  3. В чем заключается эффективность вложений в человека как в ресурс производства? Актуальна ли подобная политика работодателей для реформируемого российского общества? Объясните свой ответ.
  4. Как вы понимаете высказывание: «Забастовка — это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Профсоюз и предприниматели: возможен ли компромисс интересов?
  5. Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.
  6. Найдите в материалах СМИ данные об оплате труда работников различных отраслей экономики, а также профессий государственных и негосударственных секторов. Укажите причины разницы в их зарплате.
  7. Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Рейтинг самых популярных профессий

Разработайте с одноклассниками памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Мысли мудрых

«Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели».

Ф. Хайек (1899—1992), австрийский экономист, политолог

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru