Ориентация при выборе профессии и способов повышения квалификации на знание особенностей современного информационного общества и новых профессиональных требований к работнику позволит вам иметь большую уверенность в получении работы. Так, социологические исследования подтверждают, что молодежь от 15 до 28 лет, ориентируясь на эти требования, стремится: получить высшее образование (49,5%), обучиться навыкам бизнеса (28,0%), научиться работать на компьютере (26,0%), изучить иностранный язык (25,0%), получить правовую подготовку (13,0%), получить водительские права (9,5%).
В целях рационального выбора сферы трудовой деятельности старайтесь следить за ситуацией на рынке труда соответствующей вашему выбору отрасли (наличие свободных мест, популярность тех или иных профессий, средний уровень оплаты труда, требования к квалификации, условия труда и др.).
Используйте предоставленную вам в условиях рынка экономическую свободу для выбора наиболее соответствующего вашим способностям и возможностям варианта приложения своего труда. Узнайте о деятельности государственных органов и служб по вопросам занятости вашего региона (города, района, области), осуществляющих помощь в трудоустройстве, знакомстве с региональными особенностями профессионального самоопределения молодежи. Это повысит обоснованность выбора вами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.
Если вы устроились на работу, но цена вашего труда оказалась ниже той, на которую вы рассчитывали, постарайтесь проанализировать экономические причины этого расхождения и найдите правильный вариант поведения в этой ситуации: смена сферы деятельности, получение дополнительных знаний и умений и т. п.
Будьте готовы к изменениям спроса на рынке труда и vj необходимости менять работу (например, американские рабочие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз и такое поведение считают рациональным). Для этого стремитесь овладеть несколькими смежными специальностями по своей профессии, знать новые профессиональные требования к работнику, повышать свою квалификацию и развивать навыки самообразования.
Документ
Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».
В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования... По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе — лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
Вопросы и задания к документу
Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.
Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве... к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.
Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.
Вопросы для самопроверки
Для чего необходим рынок труда?
Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
Каковы особенности различных видов безработицы?
Как государство регулирует занятость населения?
Задания
Выскажите ваше мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.
Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долл. на обучение своих сотрудников, что составляет треть затрат колледжей. А каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологии, потенциально возможные в перспективе для внедрения в производство.
В чем заключается эффективность вложений в человека как в ресурс производства? Актуальна ли подобная политика работодателей для реформируемого российского общества? Объясните свой ответ.
Как вы понимаете высказывание: «Забастовка — это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Профсоюз и предприниматели: возможен ли компромисс интересов?
Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.
Найдите в материалах СМИ данные об оплате труда работников различных отраслей экономики, а также профессий государственных и негосударственных секторов. Укажите причины разницы в их зарплате.
Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?
Разработайте с одноклассниками памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.
Мысли мудрых
«Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели».
Ф. Хайек (1899—1992), австрийский экономист, политолог