Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 29.3. Постиндустриальное (информационное) общество

Исследование изменений, происходящих в наиболее развитых странах мира (США, страны Западной Европы), привело многих ученых к выводу, что в обществе происходят значительные сдвиги, позволяющие говорить о переходе к новому этапу его развития. Этот начинающийся этап называют по-разному, но наиболее распространенное его название — постиндустриальное общество. Ему предшествовали два этапа развития общества. Первый — до-индустриальное общество — базировался на сельском хозяйстве. Второй этап — индустриальное общество — основывался на машинном производстве.

Новый, начинающийся этап характеризуется тем, что определяющими становятся информация, знания, человеческий интеллект. Поэтому многие ученые назвали его информационным обществом. Сопоставление признаков нового этапа, прогнозируемого в исследованиях постиндустриального и информационного общества, привело некоторых ученых к выводу о том, что речь идет об одном и том же состоянии общества.

В постиндустриальном (информационном) обществе общественное богатство все больше понимается как обладание информацией, знаниями. Производство ориентировано не на объем, а на качество продукции, на запросы потребителя; сфера услуг преобладает над сферой производства. Возникает огромный спрос на работников, обладающих способностями к более разнообразной деятельности, чем в условиях индустриального производства.

В социальной структуре общества доминируют профессиональные специалисты. Один из создателей теории постиндустриального общества американский социолог Д. Белл подчеркивал, что важнейшим принципом этого общества является «громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения. Каждое общество функционировало на основе знания, однако только во второй половине XX в. произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии... Поскольку интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями и предприятиями, можно сказать, что она приобретает столь же важное значение для постиндустриального общества, какое для общества индустриального имела машинная технология».

Происходят перемены в культуре. Они наиболее заметны в высокоразвитых странах Европы. Культура, воспринявшая все достижения информатики, становится все более значимой отраслью европейской экономики. Исследователи отмечают широкое распространение в сознании европейцев социальных ценностей постиндустриального общества. Повышение качества жизни, увеличение доли свободного времени стало более сильным мотивом, чем рост денежных доходов. Важнейшей проблемой становится не трудоустройство граждан, а формирование у них стимула к продуктивной деятельности. Общественно признанным является прежде всего не положение успешного предпринимателя, а статус человека, способного увлечь других своими действиями или идеями.

Вместе с тем возникают противоречия между «классом интеллектуалов», присваивающим все большую часть общественного достояния, ориентирующимся на постиндустриальные ценности, и низшим классом, не обладающим необходимым интеллектуальным и образовательным потенциалом, получающим все меньшую часть национального богатства, не имеющим иных целей, кроме повышения своего материального благополучия. Каким образом в постиндустриальном обществе будут преодолеваться эти противоречия, сегодня сказать трудно.

Ученые, признающие теорию постиндустриального общества, в наши дни утверждают, что основой для перехода к нему являются не столько новые технологии или знания, сколько изменение самого человека.

Российскому обществу, являющемуся пока индустриальным, предстоит найти учитывающий национальные особенности собственный вариант постиндустриального развития.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru