Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 26

  1. Нормы УПК направлены как на изобличение преступников, так и на защиту прав граждан. Для этого УПК строго регламентирует применение принудительных мер, предоставляет гражданам широкие права. Конечно, все эти права и разные тонкости могут знать только юристы. (Недавно вышла книга — ответы на 900 вопросов по УПК, заданных следователями и прокурорами. Так что даже им не все ясно!) Вам же нужно запомнить хотя бы некоторые. Например, любое действие милиции, следствия или прокурора можно обжаловать. За незаконное применение принудительных мер виновный привлекается к ответственности. При этом потерпевший, независимо от вины должностных лиц, вправе потребовать возмещения вреда, в том числе морального.
  1. При задержании несовершеннолетнего милиция обязана известить родителей.
  2. И очень важно (это следует помнить каждому, попавшему в ситуацию задержания) право на квалифицированную защиту: сразу же надо требовать адвоката. Желательно еще до первого допроса.
  3. Любой приговор может быть обжалован, а если он необоснован, незаконен или несправедлив, то и отменен.

Документ

Из Конституции РФ.

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

    «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ст. 50.2).

    «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ст. 49.1).

    «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст. 49.2).

    «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ст. 51.1).

Вопросы м задания к документу

  1. В чем вы видите основной смысл, основную идею данных статей Конституции?
  2. По содержанию приведенные статьи Конституции относятся к процессуальному праву. Как вы думаете, почему эти процессуальные положения не остались в рамках процессуальных кодексов, а были вынесены в Конституцию — Основной закон страны?
  3. Вспомните принципы и правила уголовного процесса, которые реализуют положения приведенных статей Конституции.

Вопросы для самопроверки

  1. В каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства?
  2. Раскройте термин «обвиняемый» и назовите основные права, предоставляемые ему УПК.
  3. Какие вы знаете меры процессуального принуждения?
  4. Что вы знаете о задержании? В каких случаях оно применяется? Какие права имеет задержанный?
  5. На какие группы делятся следственные действия? Что относится к каждой из них?
  6. Каким трем основным требованиям должен отвечать приговор? Прокомментируйте эти требования.
  7. Почему заседатели называются присяжными?
  8. На какие вопросы должна ответить коллегия присяжных заседателей и в каком документе?

Задания

  1. На судебном заседании защитник ходатайствовал об исключении из числа доказательств коробки со снотворным, которая якобы была найдена при обыске у подсудимого, но не внесена в протокол обыска. Подсудимый принадлежность коробки ему отрицал. Какое определение по этому ходатайству должен вынести суд? Почему?
  2. Вспомните случаи из жизни, литературы или фильмов, где на практике были осуществлены известные вам принципы уголовного судопроизводства.
  3. Следователь получает информацию, что у обвиняемого на даче хранятся похищенные иконы. Каковы могут быть процессуальные действия следователя?
  4. Во время судебного заседания с участием присяжных заседателей у одного из них случился приступ аппендицита, и вызванная «скорая помощь» увезла его в больницу. Может ли продолжаться заседание? Что должен делать судья? А что, если одновременно заболеют двое или трое заседателей?

Мысли мудрых

«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

Солон (640—559 до н. э.), правитель Афин, известный своими законами

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru