Обществознание

Учебник для 11 класса

       

§ 3.1. Рынок и его роль в экономической жизни

В повседневной жизни рынком называют определенное место (базар, ярмарку), где происходит торговля. В науке понятие «рынок» обозначает совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

В рыночном механизме особое значение имеет соотношение спроса и предложения. Оно определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке.

Спрос — это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени, подкрепляемое готовностью оплатить покупку. При этом различают спрос индивидуальный (спрос одного лица или по отдельным товарам) и спрос совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары).

Понятия «спрос» и «потребность» не совпадают. Покупатель, возможно, хотел бы приобрести какой-то продукт, но не располагает необходимой денежной суммой. В этом случае имеется потребность, но отсутствует возможность покупки. Если бы цена товара была ниже, то покупатель смог бы его купить. Реальный покупательский спрос — это платежеспособный спрос. В условиях рынка по мере уменьшения цены единицы товара спрос на него растет. И наоборот, по мере увеличения цены спрос падает. Так проявляется закон спроса, согласно которому величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

На величину спроса воздействуют различные факторы. Очевидно, например, что величина доходов населения влияет на спрос. Возрастание численности населения ведет к росту спроса, а сокращение численности — к уменьшению спроса. Меняющиеся вкусы потребителя (изменение моды) также повлияют на спрос (подумайте как). Воздействие на спрос может оказать и опасение относительно возможного повышения цен в будущем.

Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определенного времени. Чем выше цена, тем больше товаров продавец хотел бы реализовать, так как он стремится увеличить свой доход. Поэтому количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы товара. Таков закон предложения, согласно которому предложение возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.

Предложение может изменяться под воздействием ряда факторов. Если затраты производителя на оплату аренды земли, помещений, банковских кредитов, на выплаты работникам и организаторам производства, на уплату налогов будут возрастать, производство продукции и ее предложение по сложившейся цене сократятся. Используемая технология также влияет на производство: чем лучше технология, тем больше товаров можно произвести из одного и того же объема ресурсов. Ожидание повышения цены на товар вызовет желание «попридержать» товар, пока не появятся более выгодные условия продажи.

Поскольку соотношение спроса и предложения меняется, изменяются и цены. Колебания цен влияют на деятельность товаропроизводителей. Выше цена (при определенных неизбежных издержках производства) — большая прибыль; ниже цена — прибыль уменьшается. Если, например, цена на овощи растет, их производить выгодно: это побуждает к расширению производства. Однако поступление большого количества овощей на рынок означает увеличение предложения, и если спрос соответственно не растет, то цена снижается, т. е. спрос и предложение уравновесятся на более низком ценовом уровне и производство овощей может стать невыгодным. Товаропроизводители будут искать возможности производства более выгодного продукта.

Таким образом, рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить. Рынок побуждает к снижению производственных издержек (заставляет хозяйствовать более экономно), а также к совершенствованию техники, повышению производительности труда. Экономические законы стимулируют тех производителей, у которых индивидуальные издержки производства ниже средних в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершенствование техники и технологии, регулируют распределение ресурсов для производства тех или иных товаров, а в результате делают выгодным производство товаров, которые пользуются спросом. Напротив, неэкономное ведение дела, низкая производительность труда делают производство невыгодным (низкая прибыль), а возможно, и убыточным. В таком случае грозит разорение. Это и есть рыночный механизм регулирования производства. Вместе с тем происходит дифференциация товаропроизводителей: одни обогащаются, другие беднеют или терпят банкротство.

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru