Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Практические выводы к § 2

  1. Ваши будущие доходы и благосостояние во многом зависят от темпов экономического роста в стране, а последний в значительной степени определяется качеством «человеческого капитала», т. е. знаниями и умениями людей, накопленными в процессе обучения и практического опыта. Поэтому очевидна необходимость расширять свои знания и умения для совершенствования труда, увеличения его производительности и эффективности.
  1. Понимание сути экономических процессов в стране, _ связанных с развитием рыночной экономики, ее циклическим характером и причинами возникающих экономических кризисов, позволит вам не только грамотно участвовать в экономической деятельности, но и давать правильную оценку экономической политики государства, понимать результаты ее воздействия на экономику, социальную жизнь общества.
  2. Зная о цикличности развития рыночной экономики, ее негативных последствиях, необходимо быть готовым к социально-профессиональной адаптации в реальной ситуации.

Документ

Из работы современника первых экономических кризисов немецкого философа и экономиста Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг».

    ...Начиная с 1825 г., когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов.

    В торговле наступает застой, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит прекращается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются всяких жизненных средств, ибо они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукционы сменяются аукционами. Застой длится годами, массы производительных сил и продуктов расточаются и уничтожаются, пока накопившиеся массы товаров по более или менее сниженным ценам не разойдутся, наконец, и не возобновится постепенно движение производства и обмена. Мало-помалу движение это ускоряется, шаг сменяется рысью, промышленная рысь переходит в галоп, уступающий свое место бешеному карьеру, настоящей скачке с препятствиями, охватывающей промышленность, торговлю, кредит и спекуляцию, чтобы в конце концов после отчаянных скачков снова свалиться в бездну краха. И так постоянно сызнова. С 1825 г. мы уже пять раз пережили этот круговорот и теперь (в 1877 г.) переживаем его в шестой раз.

Вопросы и задания к документу

  1. Чем характеризуются кризисы XIX в.?
  2. Какова периодичность этих кризисов?
  3. Вспомните упоминавшиеся в тексте параграфа фазы экономического цикла. Как образно характеризует их автор, сравнивая с бегом лошади?

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?
  2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста,
  3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
  4. Что такое «порочный круг бедности»?
  5. Чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.?
  6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?

Задания

Россия и страны мира

Россия и страны мира. — М.: Госкомстат, 2002. — С. 100.

  1. В приведенной выше таблице вы найдете индексы, характеризующие уровень жизни населения бывших республик Советского Союза. Вычислите индекс человеческого развития этих стран и сравните с показателями России.
  2. Исследователи результатов экономического роста отмечают такие его последствия:
    1. укрепляется обороноспособность страны;
    2. повышается уровень жизни;
    3. экономика успешно развивается;
    4. ухудшается экология;
    5. растет уровень квалификации.

    Какое утверждение неверное и почему?

  3. Ниже приводится динамика ВВП Новой Зеландии за 10 лет (в процентах к предыдущему году). О каких фазах цикла можно судить по этим данным и какова их продолжительность?

    1990 г. 100,0
    1995 г. 103,7
    1996 г. 103,1
    1997 г. 102,6
    1998 г. 99,6
    1999 г. 104,1
    2000 г. 102,0

  4. Выберите правильный ответ. Продолжительность цикла надо считать:
    1. от пика предыдущего подъема до пика следующего подъема;
    2. от начала подъема до конца рецессии;
    3. от пика подъема до низшей точки кризиса — дна;
    4. от начала рецессии до низшей ее точки.

Мысли мудрых

«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».

П. Буаст (1765—1824), французский лексикограф

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru