Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений?
  2. Какие нормы регулируют отношения в семье?
  3. Каково социальное назначение института брака?
  4. Что можно отнести к традиционным семейным ценностям?
  5. Какие изменения переживает семья в современном мире?
  6. В чем заключается государственная поддержка семьи?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие важнейшие социальные потребности удовлетворяет институт семьи?

2. Социальные институты называют «фабриками воспроизводства общественных отношений». Какие ролевые отношения воспроизводят институты семьи и брака? Каким образом это воспроизводство происходит?

3. Опираясь на знания обществоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и норм, которые поддерживаются традициям и, обычаями, общественным мнением.

4. Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обязанностям будущих супругов непременным условием благополучной семьи?

5. Существует мнение: «Брак - это не контракт между двумя людьми, брак - это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суждению.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент статьи современного российского социолога. Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы - 7 %). Достаточно высок так же рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62 %, отвергают ее 14 % подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, - внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51 % подростков, отвергают - 14 %). Несколько меньше половины подростков ( 46 %) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <... > Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17 % подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени. <... >

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций
в современной российской семье // Вестник РУДН. - Серия
«Социология». - 2004. - М 6 - 7. - С. 158- 159.

Вопросы и задания к источнику

  1. Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ?
  2. На основе текста расставьте по значимости семейные ценности молодого поколения.
  3. Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче ценностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru