|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕСоциальные роли личностиОт человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться человеку данного
социального положения.
Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения называют в социологии социальной ролью. Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть им бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика, который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Конечно, наше время не знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение. Напряженные отношения - ролевой конфликт - возникают и в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудно совместимых ролей. Например, профессиональный рост требует значительных личных усилий по овладению специальностью, затрат времени. Для женщины это становится особенно сложным в связи с тем, что ей приходится выполнять роли матери, жены, которые, в свою очередь, предполагают широкий спектр обязанностей. Ролевой набор, присущий отдельной личности, определяется многими факторами. Один из них - это возраст. Для периода юности, по оценкам социологов, характерна ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого. Такая ситуация порождает известную неустойчивость социального положения молодого человека. Он постепенно теряет статус, предоставляемый родительской семьей, и должен добиваться собственного статуса, овладевать новыми социальными ролями. Появились ли за последние годы в вашем ролевом репертуаре новые роли? Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.
Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы «Как вам это понравится?»:
В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. И все же в реальной жизни роли человека не заказаны от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать, и играть исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно, его собственных целей и способностей).
|
|
|