Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Означает ли единство мира его политическую и культурную унификацию?
  2. Чем обусловлено многообразие форм политической и социальной жизни?
  3. В чем проявляется в последние десятилетия вестернизация слаборазвитых стран?
  4. Каковы причины успеха модернизации ряда стран Восточной Азии?
  5. Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?
  6. Традиция и инновация - являются ли они противоположностями?
  1. В чем состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития?
  2. Охарактеризуйте достижения и проблемы современных индустриальных обществ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. По образному выражению русского философа В. С. Соловьева, «духовным сердцем» мира была Палестина, где родился Богочеловек - Христос. Западнее Палестины утвердился безбожный человек, а восточнее - бесчеловечный бог. Поэтому, отмечал философ, настоящая альтернатива формируется там, где осуществляется синтез, где раскрывается богочеловеческое единство (а не на Востоке, где оно разрушается попранием человеческого достоинства, и не на Западе, где оно разрушается превознесением человека). Прокомментируйте эту точку зрения. Согласны вы с ней или нет и почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Английский философ Исайя Берлин (1909-1997) полагал: «... если возникает общество, в котором люди не являются продуктом определенной культуры, не имеют родственников и близких... и не имеют родственного языка, то возникает угроза засухи и исчезновения всего того, что делает человека человеком». Согласны ли вы с подобным утверждением? 3. Многие технооптимисты утверждают, что развитие техники и технологии неизбежно приведет человечество к процветанию. Что вы думаете об этом?

4. В последнее время много говорится о единстве человечества и одновременно о его неоднородности, разнообразии. Нет ли здесь противоречия? Аргументируйте свой ответ.

5. В иностранной литературе Россия нередко приводится в качестве примера жесткой унификации и единообразия. Согласны ли вы с подобной трактовкой? Обоснуйте свою точку зрения.

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с рассуждениям и американского социолога Дэниела Белла о постиндустриальном обществе.

Для аналитических целей можно подразделить общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные и противопоставить их в различных аспектах. Это, конечно, идеальные типы, но цель такой конструкции - наглядно показать существенные различия. Так, доиндустриальное общество организовано вокруг «взаимодействия с природой»: ресурсы обеспечиваются добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности. Индустриальное общество - это «взаимодействие с преобразованной природой», которое основано на взаимоотношениях человек а и машины и использует энергию для превращения естественной окружающей среды в техническую. Постиндустриальное общество основано на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации.

Вследствие столь серьезных различий существуют огромные расхождения в характере экономического сектора и типах занятости.

В постиндустриальном обществе главная проблема состоит в организации науки, а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В XIX и начале ХХ в. влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. Мощь Германии накануне Первой мировой войны оценивалась по тому факту, что она перегнала Великобританию по производству стали. После Второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем постиндустриального общества.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.
- М.: Академия, 1999. - С. 157-159.

Вопросы и задания к источнику

  1. Чем определялась мощь ведущих государств мира индустриальной эпохи?
  2. Какие параметры становятся решающими показателями развития стран мира в последние десятилетия? Попытайтесь обосновать свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru