Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Единство в многообразии

Социальный мир так же многообразен, как и окружающая нас природа. Собственно причину возникновения подобного многообразия мира многие ученые и мыслители на протяжении столетий усматривали в естественных различиях природных у словий, физической среды обитания людей. Очевидно, что на протяжении тысячелетий неподвластный человеку окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты хозяйственной деятельности людей, определял их образ жизни.

Климат, ландшафт, плодородие почв предопределяли способы обработки земли, приемы разведения домашнего скота, стимулировали производство тех или иных предметов быта (например, теплой обуви и одежды) и орудий труда. Однако влияние природной среды не ограничивалось только этим. Само возникновение феномена государственности также оказалось связано с особенностями климата и природы.

Первые государственные образования неизменно возникали в теплой климатической зоне в долинах великих рек (Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Янцзы). В рамках речных систем, отделенных друг от друга «варварской периферией», получили развитие центростремительные тенденции, связанные с особенностями ведения хозяйственной деятельности («гидравлические цивилизации», т. е. сообщества, основой существования которых выступало ирригационное земледелие, требовавшее больших трудозатрат и высокой организованности при проведении сельскохозяйственных работ).

Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

Наше время смело можно назвать уникальным периодом в истории человечества. В его рамках имеет место видимое преобладание западных институтов и ценностей над институтами и ценностями других народов и цивилизаций.

В истории человечества так было не всегда. Достаточно сказать, что сам феномен цивилизации возник в Азии (Индия, Китай, Междуречье) и в Северной Африке (Египет). На протяжении всей истории Древнего мира и Средних веков в разных частях света параллельно, зачастую не соприкасаясь друг с другом, существовали различные империи и цивилизации, каждая из которых вносила собственный вклад в копилку духовных и материальных ценностей, создаваемых человечеством. Однако ныне преобладание европейских институтов представляется большинству исследователей очевидным. Прежде всего это относится к рыночной экономике, но в последнее время также и к политическим нормам, ориентированным на демократическую политическую систему, и к культурной подсистеме общества. Внешние атрибуты и признаки влияния западной цивилизации так или иначе прослеживаются повсюду: в одежде, музыке, кино, едином компьютерном языке и т. д. Вместе с тем рас пространение тех или иных институтов на самом деле еще не означает окончательного доминирования западных стандартов жизни, установок и ценностных ориентаций в жизни народов стран Ази и, Африк и, Латинской Америки. Скорее имеет место постепенное формирование единой и при этом многообразной планетарной цивилизации.

Что же именно лежит в основании этого процесса? Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Идет ли речь о вестернизации (от англ. west - запад) или же о модернизации на свой лад ряда государств Ази и, Африки и Латинской Америки, заимствующих научно-технические достижения Запада, но одновременно адаптирующих к меняющейся ситуации собственные культурную и политическую традиции? Отвечая на эти и подобные им вопросы, надо помнить, что, например, признание факта появления вида homo sapiens именно в Африке отнюдь не делает всех людей африканцами. Точно так же приоритет и решающая роль Запада в деле создания в.ажнейших атрибутов современной цивилизации не делают ее исключительно европейской или североамериканской.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru