|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕЕдинство в многообразииСоциальный мир так же многообразен, как и окружающая
нас природа. Собственно причину возникновения подобного
многообразия мира многие ученые и мыслители на протяжении
столетий усматривали в естественных различиях природных
у словий, физической среды обитания людей. Очевидно,
что на протяжении тысячелетий неподвластный человеку
окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты
хозяйственной деятельности людей, определял их образ
жизни.
Климат, ландшафт, плодородие почв предопределяли способы обработки земли, приемы разведения домашнего скота, стимулировали производство тех или иных предметов быта (например, теплой обуви и одежды) и орудий труда. Однако влияние природной среды не ограничивалось только этим. Само возникновение феномена государственности также оказалось связано с особенностями климата и природы. Первые государственные образования неизменно возникали в теплой климатической зоне в долинах великих рек (Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Янцзы). В рамках речных систем, отделенных друг от друга «варварской периферией», получили развитие центростремительные тенденции, связанные с особенностями ведения хозяйственной деятельности («гидравлические цивилизации», т. е. сообщества, основой существования которых выступало ирригационное земледелие, требовавшее больших трудозатрат и высокой организованности при проведении сельскохозяйственных работ). Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Наше время смело можно назвать уникальным периодом в истории человечества. В его рамках имеет место видимое преобладание западных институтов и ценностей над институтами и ценностями других народов и цивилизаций. В истории человечества так было не всегда. Достаточно
сказать, что сам феномен цивилизации возник в Азии (Индия,
Китай, Междуречье) и в Северной Африке (Египет). На
протяжении всей истории Древнего мира и Средних веков
в разных частях света параллельно, зачастую не соприкасаясь
друг с другом, существовали различные империи и цивилизации,
каждая из которых вносила собственный вклад
в копилку духовных и материальных ценностей, создаваемых
человечеством. Однако ныне преобладание европейских
институтов представляется большинству исследователей
очевидным. Прежде всего это относится к рыночной
экономике, но в последнее время также и к политическим
нормам, ориентированным на демократическую политическую
систему, и к культурной подсистеме общества. Внешние
атрибуты и признаки влияния западной цивилизации
так или иначе прослеживаются повсюду: в одежде, музыке,
кино, едином компьютерном языке и т. д. Вместе с тем рас пространение
тех или иных институтов на самом деле еще
не означает окончательного доминирования западных стандартов
жизни, установок и ценностных ориентаций в жизни
народов стран Ази и, Африк и, Латинской Америки. Скорее
имеет место постепенное формирование единой и при этом
многообразной планетарной цивилизации.
Что же именно лежит в основании этого процесса? Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Идет ли речь о вестернизации (от англ. west - запад) или же о модернизации на свой лад ряда государств Ази и, Африки и Латинской Америки, заимствующих научно-технические достижения Запада, но одновременно адаптирующих к меняющейся ситуации собственные культурную и политическую традиции? Отвечая на эти и подобные им вопросы, надо помнить, что, например, признание факта появления вида homo sapiens именно в Африке отнюдь не делает всех людей африканцами. Точно так же приоритет и решающая роль Запада в деле создания в.ажнейших атрибутов современной цивилизации не делают ее исключительно европейской или североамериканской.
|
|
|