Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

В подзаголовке представлены две крайние точки зрения в оценке массовой культуры как общественного явления.

Мы уже рассматривали различные взгляды на массовое общество и человека массы. Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.

Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ, агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности.

Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы человеком массы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в таких резко критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяетcя понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:

  1. человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
  2. телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
  3. телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде.

Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов - массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, подобная ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

    Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

    Термины: желтая пресса, человек массы, блокбастер, бестселлер, шлягер.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru