|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМассовая культура в РоссииПоследние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение
массового общества в России. Как вы знаете из курса истории,
это было время промышленного подъема страны. Появились
массовое фабричное производство и массовое потребление.
Создавались отрасли производства, обслуживающие
новые массовые потребности, например «кузнецовский»
фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские
по производству готового платья. При этом качественный
уровень многих изделий был весьма высок, не уступал
европейскому. Это было засвидетельствовано на многих
международных промышленных выставках и ярмарках.
В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства - художественного проектирования, зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление дагерротипа и телеграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу переводные, а затем и «собственной выделки». У фабричной молодежи, мещан становятся популярными такие танцы, как кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья. Литературные и художественные критики зафиксировали исторически й факт - появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. Отмечалось, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным. Однако потребности новой массовой аудитории были еще изучены слабо. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием здравого смысла и эстетической незрелостью. Например, когда в Москве одновременно проводились две художественные выставки - «академиков» и «передвижников», массовая публика потянулась преимущественно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно- мифологическими сюжетами, выполненными в псевдоклассической манере. Публика хотела не «правдивого», а «красивого» искусства. В 1920-1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обстоятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности «бедноты». Отвергался набор ценностей западного общества - достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом формирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества - уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм. Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Мир техники считался в СССР престижным, создавалась массовая мифология, в которой образы машин выступали одновременно как символы власти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трехметровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в огромную галошу с клеймом «Красного треугольника». Можно утверждать, что в 1920-1950- е гг. в СССР были созданы массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По некоторым параметрам она сближалась с западной ( «голливудской») культурой, по другим - разительно отличалась. В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир. Стало развиваться массовое телевещание, сначала черно-белое, а затем и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных - личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой - более зависимым от рынка товаров массового потребления. Возникли и новые формы проведения досуга - туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам. Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на «мещанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок. Все это позволяет утверждать, что в стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу. Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противоположно направленные ценности. С одной стороны, сохраняются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой - активно внедряются образцы потребительской рыночной культуры. Наконец, среди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты становятся все более популярными ценности постиндустриального общества. Общим в развитии массовой культуры на Западе и в нашей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям развития массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные
стандарты являются достоянием сравнительно
узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных
городах. Реклама в ряде случаев не действует по прямому
назначению, не несет потребителю полезной информации
о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые
создаются западными менеджерами в расчете на среднего
потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются
как признаки элитарности. Но в таком качестве они
не выполняют своей полезной функции - быть своеобразным
средством общественной терапии, сглаживающей противоречия
социального неравенства.
Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда. Тем не менее развитие массовой культуры в стране продолжается со всеми обретениями и издержками этого процесса. Постепенно формируется новый политический ритуал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесменов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повседневной массовой культуры.
|
|
|