Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Современное искусство

Как известно, современное искусство весьма разнообразно, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила.

Произведения современного искусства нередко создаются в рамках знаково-символической концепции. Испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) полагал, что развитие искусства идет по пути «дегуманизации», т. е. преодоления стремления творца к безграничному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и многообразии - ему доступны лишь отдельные, индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства.

Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлинно свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства.

В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художественный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них признака) - своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, приближая нас к пониманию бесконечности мира человеческих возможностей.

    В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хеппенинг - действо, разыгрываемое художником на публике без определенного сценария. Человек, бьющий живой курицей по струнам рояля, студенты, облизывающие кузов автомобиля, - художественный смысл, ценность и исход действа определяли случайные прохожие.

Таким образом, современное искусство - своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точкой обзора. По сути в современном искусстве знаковая компонента (язык, совокупность выразительных средств) превращается из средства в сущность художественного образа.

Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в расшифровку знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково- символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, и оно преодолевает ограниченность коммуникативных возможностей национальных культур.

    Основное понятие: искусство.

    Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru