Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Споры о сущности искусства

Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторонники рассматривают искусство в связи с познанием, зачастую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для философа Платона искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней».

Аристотель также основывал искусство на подражательной способности, но полагал, что подражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низменных страстей посредством облагораживающего воздействия различных факторов. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удовольствия.

Но основная его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты». Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего ее творения - человека - основная задача искусства.

Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, гуманизм Возрождения - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности».

Художник обладает более тонким, нежели обычный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Беспристрастное отражение жизни несет в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимости искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести общества.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который выплескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зрения - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Не удивительно, что читатель, зритель заражается эмоциями автора. При таком понимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представляют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматривает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую, или автономную, сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобразным шифром, несущим в себе закодированную творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. Прочтение иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее пространстве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глубина, изменены пропорции, нарушены временные отношения событий.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru