|
|
Учебник для 11 класса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕРоссийское образование на путях модернизацииРазвитие человечества неизбежно ведет к приданию нового
облика (обновлению) во всех сферах общественной
жизни. Модернизация образования - явление мировое: социально-
экономические изменения, новые требования рынка труда,
возрастающее значение знаний о культуре требуют
соответствующих перемен в образовании. «Подобно
тому как взрослый человек не может носить одежду, которая
годилась ему в детстве, - писал один из видных деятелей
просвещения США, - так и система образования не
может противостоять требованию перемен в то время, когда
все вокруг изменяется».
Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов. Во-первых, принципиальные изменения в мире и стране выдвигают перед образованием новые задачи:
Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально- экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню наук и, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, на постижение общей культуры, нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний. В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования - к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус профессии педагога, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны. Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Назовем некоторые конкретные направления модернизации:
Система высшего образования совершенствуется серьезным нововведением, отвечающим международной практике, - переходом к двухуровневой вузовской подготовке, бакалавриату и магистратуре. В России законодательно установлены несколько ступеней высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением квалификации:
В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России. Основные понятия: образование, непрерывное образование. Термины: модернизация, компетентность.
|
|
|