Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Проверьте себя

  1. Что такое наука? Почему ее характеризуют как двойную ценность?
  2. Каковы функции науки, в чем они проявляются?
  3. Каковы признаки науки как социального института?
  4. Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития науки?
  5. В чем состоит незавершенность науки?
  6. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
  1. Каковы основные положения этики ученых?
  2. В чем состоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с обществом.

2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойнби о том, что «сознание - мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе»? Когда и как, по вашим представлениям, проходило это «обручение», в чем сегодня его сущность и значение?

3. Аргументированно, с приведением примеров, докажите взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки.

4. Ученые утверждают: наука и техника в ХХ столетии стали подлинными локомотивами истории. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. В чем заключается влияние науки на развитие производства, культуры?

6. Привлекая свои знания по химии и биологии, объясните, как эти науки влияют на совершенствование сельскохозяйственного производства.

7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений повседневной жизни, определите, в чем состоят трудности в развитии современной российской науки и как их можно преодолеть.

8. Какие отрасли науки, на ваш взгляд, получат наибольшее развитие в первой половине XXI в.? Свое мнение аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент статьи видного российского философа В. Ж. Келле.

Постиндустриальная наука XXI в. - величайшее достижение человеческого интеллекта, которое способно и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от наук и. Будем надеятьс я, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной наук и наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система и начнется преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определенная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России - духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высококвалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой.

Все это дает основание полагать, что Россия справится со своими недугами, болезням и, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровен ь, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий
/ / Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. - М., 2004. - С. 84.

Вопросы и задания к источнику

  1. Опираясь на свой жизненный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука - величайшее достижение человеческого интеллекта.
  2. Раскройте на конкретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его.
  3. Что такое инновационное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий?
  4. Почему поддержка фундаментальной науки является государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России?
  5. Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сделала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный?
  6. В чем заключается человеческий потенциал России? В чем проявляется его влияние на экономику, науку, производство страны?
  7. Как вы думаете, на чем основана высказанная в статье надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими проблемами?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru