Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Этика науки

Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, таки научного сообщества.

Заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2, 5 тыс. лет тому назад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.

Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств», в которой назвал совесть вершителем всех наших действий.

Сплав высоких моральных категорий - добра и совести - образовал новое качество - добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:

  • в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований;
  • в доказательности новых научных знаний, их неоднократной проверке;
  • в научной честности и объективности, стремлении к истине; ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями (вспомним изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»);
  • в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма этики, выработанной учеными. И. Ньютон говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников.

    «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности».

    Л. Пастер ( 1822-1895), французский микробиолог

Выдающиеся достижения большой науки ХХ - начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния наук и, так и социальной ответственности ученых за свои деяния. Научно-технический прогресс (НТП) не только обогащает мир открытиями, но и опасен бедам и, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП - одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни множества людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый -биохимик В. А. Энгельгардт справедливо отмечал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз».

В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последствия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противостоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как говорил В. И. Вернадский, «совокупность общечеловеческих действий».

    Основные понятия: наука, этика науки.

    Термины: «большая наука», инновации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru