Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Большая наука

С превращением науки в непосредственную производительную силу связаны переход от «малой науки» к «большой науке», ее превращение в ведущий фактор развития общественного производства.

Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» обозначает новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.

Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.

Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась каждые 10-15 лет. В мире постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (в 1900 г. - около 10 тыс.). 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появления нового знания до его практического использования.

Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно- конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.

Наибольшую значимость приобретают исследования, направленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, конечный результат инновационной деятельности, связанной с вложением средств в экономику и обеспечивающей смену поколений техники и технологий. Инновация - результат инновационного процесса, т. е. изобретения, доведения до стадии коммерческого использования и распространения на рынке в виде нового продукта.

Приведем некоторые примеры исследовательских решений важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.

Еще несколько десятилетий назад слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым, Н. Г. Басовым и Ч. Таунсом, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которых прежде не существовало ни в одной стране мира.

Содружество фундаментальных, прикладных наук и производства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электронно-вычислительных машин, информатика. Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной науки.

Одной из них, по оценкам многих ученых, стала всеохватность науки. «Наука вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче», - отмечал естествоиспытатель, член Петербургской академии наук Карл Бэр (1792- 1876). Действительно, нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Но это положение, по мнению части ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия.

Сюда можно отнести попытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.

Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбы за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединенный с талантом, - важный фактор продвижения в науке.

Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.

Современная наука дифференцирована. Она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний». Сам Н. Н. Моисеев (1917-2000) занимался прикладной математикой, философией естествознания, был основателем журнала «Экология и жизнь».

В минувшем веке отечественная наука заняла лидирующие позиции в мире по ряду ведущих направлений: космические исследования, квантовая физика, ядерная энергетика, математика и др.

В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государственные структуры не обеспечивают быстрого и эффективного использования новейших инновационных разработок российских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Преодоление этих трудностей - ближайшая задача государства, коллективов ученых и общества в целом. Главное - повысить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, скоординировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирование науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.

Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления развития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриальному, информационному обществу, который без новейших научных достижений был бы невозможен.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru