Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Субкультура и контркультура

Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество.

Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед нашими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений человеческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы познакомились с понятием менталитет, ментальность (от лат. mentalis - умственный, духовный), отражающим специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс формирования субкультуры. Известно, что в запад ноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринимались как уменьшенные копии взрослых, например, им шили аналогичную одежду. Общество пока не понимало, что мир детства серьезно отличается от мира взрослых.

Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующей культуры взрослых людей. Современная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров.

Следовательно, мы можем сказать, что в процессе социального развития происходит дробление (в других случаях размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контр-культуры. Современные культурологи рассматривают это понятие по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, оно применяется для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru