Учебник для 11 класса

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Политический процесс: основные положения

При всех различиях существующих ныне подходов и теоретических интерпретаций политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политик и, сложившееся в результате воздействия целого комплекса разнообразных внутренних и внешних факторов. Если режим - это совокупность норм и правил, в соответствии с которыми функционирует та или иная политическая система, то понятие «политический процесс» позволяет анализировать реальные связи и отношения индивидов, групп, институтов власти, государства в процессе отправления ими своих ролей и функций в рамках системы и в ходе борьбы за реализацию собственных интересов и целей.

В этом смысле политический процесс демонстрирует своего рода механику функционирования политической системы, является ее динамической составляющей. Политический процесс позволяет понять, как и где именно в ходе функционирования политической системы возникают кризисы, способные привести к ее эволюции или распаду.

Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей. Разумеется, характер и конкретное содержание политического процесса во многом определяются особенностями политической системы и существующего политического режима. Демократической политической системе соответствует тип политического процесса, отличающийся широким участием граждан в управлении государством.

В рамках демократического политического процесса гарантируется обеспечение основных прав и свобод личности.

Что касается авторитарных и тоталитарных систем, то присущий им политический процесс исключает реальное политическое участие граждан, свободу выбора политических властей и соответственно политического курса государства.

При нормальном функционировании политической системы политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации граждан, отработанными механизмами принятия решений. Для многих политических процессов вообще характерна цикличность, повторяемость.

Например, в СССР съезды КПСС определяли задачи не только партийного, но и государственного строительства (как правило, на пятилетний срок). Тем самым задавался определенный ритм политических процессов в рамках политической системы в целом. В рамках демократических систем цикличность политического процесса проявляется прежде всего в ходе подготовки и проведения выборов. Если не брать в расчет возможность досрочных выборов (по причине чрезвычайных обстоятельств), то электоральный процесс оказывается теснейшим образом увязан с вполне предсказуемыми по срокам избирательными циклами.

В условиях кризиса, перенапряжения политической системы той или иной страны, сопровождающегося утратой популярности власть предержащих, легитимности режима, а иногда и всего политического сообщества (когда под вопрос ставится сам факт целостности страны), политический процесс также дестабилизируется, приобретает новые черты.

В рамках демократических систем его нестабильность наиболее ярко проявляется в резких колебаниях предпочтений избирателей в ходе выборов, в высокой популярности крайних позиций политического спектра (крайне правых, левых радикалов, крайних националистов, фундаменталистов). Кроме того, в кризисные моменты резко активизируется оппозиция; проводимый правительством политический курс подвергается жесткой критике со стороны оппозиционных сил и СМИ. В обстановке, когда почти каждое властное решение становится предметом ожесточенной публичной полемики, резко снижается эффективность принимаемых правительством мер. Одновременно ослабевает регулирующая роль моральных и правовых норм.

Кризисная ситуация может привести в конечном счете к распаду системы (социальная революция) либо напротив, мобилизует ее адаптационные возможности и позволяет найти ответы на вызовы эпохи. Так, социальный кризис 1930-х гг. и Вторая мировая война привели к становлению в странах Запада социального государства, характеризовавшегося усилением внимания к проблемам социальной защиты населения, общей демократизацией политической сферы. Это позволило на протяжении десятилетий обеспечивать широкую общественную поддержку существующих политических режимов и либерально-демократической системы в целом.

Однако адаптация к требованиям и мобилизация поддержки не гарантируют процветания на все времена. В 1980-х гг. на гребне неоконсервативной волны и в условиях кризиса уже самого социального государства были приняты радикальные меры по ограничению государственного регулирования и высвобождению предпринимательской инициативы. Это позволило не только поддержать стабильность системы в целом, но и создать достаточно эффективную модель экономики, отвечающую потребностям перехода к постиндустриализму и информационному обществу.

В рамках авторитарных и тоталитарных систем наиболее ярким проявлением кризиса и неспособности системы функционировать по-старому становятся широкие выступления народных масс, приводящие либо к распаду системы в целом, либо к ужесточению режима и широкому применению насилия для подавления проявлений инакомыслия. Иллюстрацией неспособности соответствовать требованиям момента и крайне низкой адаптивности к требованиям внешней и внутренней среды системы стала история СССР и стран Восточной Европы конца 1980-х - начала 1990-х гг.

Негибкость и нереформируемость системы привели к тому, что в странах Восточной Европы она оказалась сметена волной «бархатных революций», а в СССР и Югославии произошел распад страны.

В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству. Этот процесс именуется артикуляцией интересов и требований. Он может принимать самые разные формы.

Самая простая из них - обращение индивида с прошением или заявлением к тому или иному местному или правительственному чиновнику. Эта форма артикуляции интересов присуща даже самым примитивным политическим сообществам. Однако в крупных современных политических системах механизмы артикуляции требований чрезвычайно разнообразны - от различных форм публичного проявления протеста (пикеты, митинги, петиционные кампании) до использования Интернета. Интересы и требования активно озвучиваются и лоббируются многочисленными заинтересованными группами и группами давления.

Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране. Агрегация интересов может осуществляться множеством способов. Чрезвычайно важную роль в этом деле играют политические партии. Каждая партия выступает в политическом процессе в качестве сторонника определенного набора политических мер и решений тех или иных злободневных проблем, пытаясь заручиться максимальной поддержкой своих программных требований.

Даже в тоталитарных системах единственная партия нередко пытается мобилизовать поддержку граждан для укрепления собственных позиций внутри страны и во внешнем мире. Партийные лидеры вынуждены реагировать на требования различных организованных групп потенциальных избирателей (профсоюзов, организаций предпринимателей, внутрипартийных фракций) и вносить корректировки в политические программные установки своих партий. Одна из важнейших функций партий в политической системе - мобилизация поддержки в пользу конкретного политического курса или кандидатов - непосредственно связана с агрегацией интересов.

Выработка политического курса является ключевым моментом политического процесса. Решающая роль в его генерации принадлежит властям. Этот этап включает в себя сбор органами власти соответствующей информации, рассмотрение альтернатив, разработку конкретного плана действий. Именно на этом этапе политического процесса в полной мере проявляется значение борьбы за власть в рамках политической системы. Политическая сила, находящаяся у власти, а отнюдь не оппозиция (как бы влиятельна она ни была) принимает решения по ключевым вопросам политической, экономической и социальной жизни.

Оппозиция предлагает альтернативный курс, который может утвердиться в случае ее победы на выборах. Институты государственной власти выступают важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки коллективных целей политического развития. От их деятельности зависит распределение полномочий между прочими группам и, участвующими в экспертизе или разработке тех или иных решений. Используя авторитет и силу институтов государственной власти, можно на протяжении определенного времени поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают интересам большинства и расходятся с политическими традициями того или иного сообщества.

Таким образом, принятие политически обязывающих решений органами государственной власти представляет собой конвертацию (превращение, преобразование) политической власти в управление широким кругом социальных, экономических и политических процессов.

Наконец, еще одним важным этапом является реализация и контроль исполнения принятых решений. На этом этапе возникают конфликты между различными социально- политическими силами и бюрократическими группировкам и, поскольку решения, устраивающие далеко не всех субъектов политики, должны тем не менее приниматься ими к исполнению. Принципиальный момент как раз и состоит в способности властей добиться адекватной реализации политических решений, нейтрализовать влияние противоположных тенденций и обеспечить поддержку со стороны граждан. Выбор стратегии - от популистской апелляции к общественному мнению до попыток это мнение полностью игнорировать - зависит от рациональной оценки собственных ресурсов и возможностей, их достаточности для проведения намеченной линии поведения и реализации заявленных целей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru