Учебник для 11 класса

Обществознание

       

Проверьте себя

  1. Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфликты в политической жизни общества?
  2. Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации политического конфликта?
  3. Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта.
  4. Каковы пути предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов?
  5. В чем заключается роль переговоров? А роль посредничества, роль арбитража?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров ( 1828-1903) писал: «В том и состоит унижение, что не закон человечности человек распространяет на животных, а себе усвояет животный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с проблемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, конфликта социальных групп, конфликта политических организаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учебнике истории наиболее обстоятельно? Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения теории политического конфликта, представленной в данном параграфе: выявите его причины, состав участников, развитие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным источникам.

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард сказал: «Компромисс - это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в политическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Поясните его на примере.

Поработайте с источником

Ознакомьтесь с рассуждениями социолога Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

1. Переговоры, т. е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение «третьей стороны», т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций.

2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования.

3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых (в частности, международных) конфликтах.

4. В случае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта. Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый конфликт является в известной степени смягченным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //
Социс. - 1994. - М 5. - С. 146 - 147.

Вопросы и задания к источнику

  1. К какой из двух представленных в параграфе позиций по оценке роли конфликтов в жизни общества можно отнести взгляды автора? В каких словах документа точка зрения автора выражена наиболее определенно?
  2. Какую роль в регулировании конфликта может сыграть посредничество? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитража от посредничества?
  3. Почему обязательный арбитраж рассматривается как форма, находящаяся на границе между регулированием и подавлением конфликта?
  4. Как вы думаете, что дает основание автору утверждать: конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

 

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru